Мариинский театр продолжает активно готовить себе новые поколения зрителей-слушателей. Та огромная работа, что проводится здесь по воспитанию подрастающего поколения, по привитию любви и вкуса к академической музыке, к классическому искусству вызывает искренний восторг и уважение. Проекты Детской филармонии Мариинки, абонемента «Мариинский детям» многочисленны и разнообразны.
Самое последнее по времени приобретение на этом направлении – спектакль «Русские сказки», поставленный московским режиссером Аллой Чепиногой на сцене Концертного зала «Мариинский». Чепинога назвала свое детище «познавательным путешествием в мир музыки и старинных сказок для музыкантов, актрисы и актеров-детей в одном действии». Придумав занимательную историю – старая, мудрая няня Арина Родионовна (имя знаковое, нарицательное) рассказывает своим воспитанникам (а вполне возможно, что и внучкам) необыкновенную историю, импровизируя на ходу и объединяя в затейливое повествование сюжетные линии и мотивы сразу нескольких русских сказок, – она заключила в занимательный сюжет выразительные сказочные опусы великих русских классиков: Мусоргского, Римского-Корсакова и Лядова. Получилось органично и познавательно. Не скучный урок музлитературы, а погружение в волшебный мир русской сказки, где не назидательно, а с любовью расставлены нужные акценты – и на такую «лекцию» детская аудитория реагирует очень позитивно, с заметным интересом.
Открывается действо завораживающей и буйной «Ночью на Лысой горе», продолжается волшебными зарисовками Лядова («Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро»), а финале – бодрящие корсаковский «Три чуда» из «Салтана» и любимый всеми и знакомый каждому «Полет шмеля» оттуда же. Все произведения принадлежат к безусловным шедеврам русской музыки (хотя известность и популярность у них разная), их отличает колористическое богатство оркестрового письма, филигранная отделка деталей, яркая национальная характерность образов.
Передать невероятную красоту этих партитур вместе с оркестром Мариинки взялся молодой маэстро Иван Столбов, которому удалось исполнить опусы интересно – с захватывающим драйвом у Мусоргского и Римского-Корсакова, с мерцающей волшебностью и загадочностью у Лядова. Красивый звук сочетался с ритмической выпуклостью и динамическим разнообразием – музыка в исполнении мариинцев не воспринималась лишь как иллюстрация сказки, но как главное действующее лицо драматического повествования.
Последнее разыграно на концертной сцене по-театральному мастеровито, несмотря на то, что трое из четырех актеров – дети. Огромная заслуга в этом принадлежит, кроме режиссера, конечно, народной артистке России Ирине Соколовой, широко известной и горячо любимой в Петербурге актрисе.
Она не только сумела создать трогательный образ уютной милой бабушки-сказительницы, но и прекрасно провести детей через спектакль, поддержав и направив своих юных коллег. Элементы импровизации, допускаемые ею, были естественны и уместны, привносили живость и хороший вкус в разыгрываемое представление. На этот посыл маленькие актеры откликались чутко и вполне профессионально – детские роли успешно исполнили Мария Каспарова (Ольга), Андрей Васильев (Александр) и Стефан Отто (Лев).
Успех «Русских сказок» будет продолжен. Аллой Чепиногой в Мариинке уже выпущена программа с «Французскими сказками», а вскоре ожидаются «Норвежские сказки», которые будет делать Глеб Черепанов. Национальное гармонично и логично вплетено в европейский контекст – получалась очень петербургская история!