Есть ли жизнь среди гаджетов? События

Есть ли жизнь среди гаджетов?

В Большом театре показали оперы о будущем

На Камерной сцене имени Б. А. Покровского состоялась премьера опер Джанкарло Менотти «Телефон» и «Медиум» в постановке режиссера Александра Молочникова. Событие претендовало на историческое значение: оперный диптих у нас был поставлен лишь однажды, в 1978 году, и с тех пор запоминающихся попыток возродить эти два замечательных сочинения не наблюдалось. Впрочем, и сегодня музыка американского композитора итальянского происхождения находится в глубокой «спячке»: стоит только догадываться, в чем причина этого забвения.

В 1950-х – 1960-х Менотти считался едва ли не самым популярным автором в Америке. Например, его во многом политизированная опера «Консул» шла на Бродвее восемь раз в неделю, а телеопера «Амал и ночные гости» стала чем-то вроде нашей «Иронии судьбы», транслирующейся каждый год в сочельник по телевизору. Возможно, все дело в музыкальном языке Менотти, соединившем традиции веризма, экспрессионизма и даже опер-буффа: на фоне расцвета американского минимализма, концептуальных идей Кейджа он воспринимался как нечто старомодное и устаревшее. Что же говорить о нашем времени?

Тем не менее, выбирая сюжеты для своих музыкально-театральных сочинений, Менотти искал злободневные истории, которые никак не могли бы встретиться в операх прошлых эпох. Так, опера «Медиум» рассказывает о псевдопредсказательнице Мадам Флоре, которая при помощи фокусов дурачит клиентов, пришедших на спиритический сеанс, а «Телефон» – об увлечении новым средством связи, с помощью которого молодой человек по имени Бен даже делает предложение своей девушке Люси, отчаявшись ждать, когда она перестанет разговаривать по телефону. При жизни композитора обе оперы шли вместе в рамках одного концерта: собственно, шутливо-лирический «Телефон» был задуман по контрасту с мистическим «Медиумом», чтобы «разрядить» атмосферу в зале после антракта.

Режиссер и драматический актер Александр Молочников отказался от подобного соединения, попытавшись превратить две истории в одну. Собственный дебют в музыкальном театре воспитанник МХТ начал с эксперимента, словно желая «подразнить гусей», и подошел к своей задаче весьма оригинально. Ухватившись за один из сюжетных мотивов оперы «Телефон» – господство технических изобретений над человеком – Молочников сделал его главной объединяющей идеей своего спектакля. Действие опер происходит в некой научно-исследовательской лаборатории, в центре которой – прозрачные экраны и огромный купол с дисплеем, на котором безостановочно появляются рекламные объявления вроде «Хочешь вызвать дух? Отправь сообщение на номер…» Невеста Люси и жених Бен по задумке режиссера – это сотрудница лаборатории в спец­одежде (художник по костюмам – Мария Данилова) и… бот, которым управляет ученый Тоби, парень в инвалидной коляске. Будучи еще и немым, Тоби пытается через бота объясниться в любви Люси, добиться ее внимания, и, в конце концов, у него это получается – правда, свадьбу приходится играть также вместе с ботом. Несмотря на то, что все это время звучит опера «Телефон», само устройство так ни разу и не появляется: Люси отвлекается на звонки по скайпу, переписываясь с сидящими среди зрителей незнакомцами, один из которых проводит ей онлайн-экскурсию по Театру Покровского.

Ольга Дейнека-Бостон – Медиум

Опера «Медиум» возникает без какого-либо перерыва и даже пауз: и понять, что это все-таки другое сочинение, можно лишь благодаря резкой смене характера музыки. Бен лишается дара речи и пения, а Люси становится Моникой – дочерью медиума, хозяйки «Храма надежды» Мадам Флоры – эксцентричной женщины, которая беззастенчиво одурачивает супружескую пару Гобино и миссис Нолан. Клиенты, пришедшие на «свидание» с погибшими детьми, не понимают, что их силуэты – никакие не призраки, а всего лишь видеопроекция (эффектная работа команды Radugadesign). Спиритический сеанс (на одном из них однажды присутствовал сам Менотти) режиссер превратил не то в экспрессионистскую драму, не то в сцену из фильма Хичкока: поверив в свой обман благодаря программе системы-­медиума, Мадам Флора застреливает сначала клиентов, а затем и собственную дочь, приняв ее за призрака (в оригинале она убивает Тоби). Зависимость от гаджетов и нанотехнологий может обернуться трагедией, говорит нам режиссер, а в будущем боты и прочие изобретения станут медиумами среди людей.

Конечно, столь непростые и, в общем, перемудренные идеи Молочникова было возможно «расшифровать» во многом благодаря сценическому оформлению. Художники-архитекторы Агния Стерлигова и Сергей Чобан выстроили замкнутое пространство цилиндрического типа, в котором происходят главные драматургические точки опер. Зрители сидят друг напротив друга: по словам режиссера, «каждый приглашен к участию в групповом сеансе общения с потусторонним миром». А световая концепция Айвара Салихова с не менее яркими спецэффектами и вовсе заставляет поверить в то, что перед тобой не оперный спектакль, а голливудский фантастический фильм.

К сожалению, за всем этим нагромождением смыслов и внешней яркости музыка Менотти в данном спектакле была скорее фоном. Дирижер Алексей Верещагин героически пытался подчеркнуть экспрессионистский накал «Медиума» и опереточность, черты мюзикла в «Телефоне». Ансамбль солистов, расположившийся в углу сцены, звучал сбалансированно и стройно, а в сольных эпизодах разрастался до уровня большого оркестра. Первый состав исполнителей, а также работа перформера Аскара Нигамедзянова в роли Тоби, в целом, впечатлили. Тамара Касумова (Моника/Люси) и Азамат Цалити (Бен) представили, пожалуй, один из самых странных любовных дуэтов в опере (жених общается с невестой через бота, невеста с женихом – через планшет), напоминая одновременно персонажей итальянской оперы-буффа. Но главной звездой спектаклей Молочникова оказалась Ольга Дейнека-Бостон, она же Мадам Флора. Певица мастерски передала монодраму обезумевшей от собственного наваждения женщины, буквально гипнотизируя публику непредсказуемыми действиями на сцене. Финал «Медиума» и вместе с тем итог этой сквозной истории не разрешался вплоть до заключительных тактов, но когда система центра-медиума все же дала сбой, и Флора по ошибке убила свою дочь, стало очевидно – искусственный интеллект одержал победу.

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати

От тайги до британских морей События

От тайги до британских морей

Объявлены лауреаты III премии «Чистый звук»