К 90-летию со дня рождения выдающегося русского композитора «Фирма Мелодия» впервые выпускает уникальный фонографический документ: трансляционная запись первого в СССР авторского концерта Эдисона Денисова в Большом зале Московской консерватории 6 февраля 1990 года.
Эдисон Денисов долго шел к славе в своем отечестве. В послевоенные годы юный студент-математик, решив посвятить себя композиции, отважился послать свои сочинения Д. Шостаковичу – и получил в ответ обстоятельный анализ с признанием выдающегося таланта. Позже, отучившись в Московской консерватории, сформировал свой композиторский почерк в эпоху «оттепели», и заявил о себе как безусловный лидер советского музыкального авангарда. Его сочинения звучали в Германии и Франции, но в Советском Союзе на них был наложен негласный запрет – фамилия Денисова фигурировала в так называемой «хренниковской семерке» (семь композиторов, музыка которых была объявлена чуждой советской идеологии). Лишь на пороге шестидесятилетия музыка Денисова широко зазвучала в российских концертных залах – и звучала ярко, неординарно, востребованно. Такою она остается и тридцать лет спустя…
День этого концерта стал знаменательным не только в жизни композитора – это было поистине эпохальное событие в концертной жизни нашей страны. В наступившую эпоху «гласности» и «перестройки» открывалась новая страница в истории отечественной музыки. За пультом Симфонического оркестра Министерства культуры СССР стоял Геннадий Рождественский – поистине гениальный интерпретатор современной отечественной музыки. Его исполнение музыки С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина. А. Шнитке стало эталонным; с первых лет своей деятельности симфонического дирижера маэстро включал в свой репертуар и сочинения Денисова. «Это был один из самых больших и радостных для меня дней, – вспоминал композитор, – потому что исполнение было действительно безупречное и вдохновенное»…
Под управлением Геннадия Рождественского в концерте прозвучали наиболее значимые симфонические сочинения композитора: 1970–80-х годов: «Живопись» для оркестра (1970), трагический концерт для флейты с оркестром (1975, написанный после известия о смерти Шостаковича) и симфония № 1 (1987).
Комплект «Мелодии» включает в себя также вступительные пояснения композитора (вернее сказать, его беседы с Геннадием Рождественским) и фрагмент репетиции концерта.