Мечты Лифаря сбываются События

Мечты Лифаря сбываются

На сцене Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко с успехом прошла премьера программы одноактных балетов Лифаря, Килиана и Форсайта

Автором и генератором идеи этой программы стал художественный руководитель балетной труппы Лоран Илер, заступивший на свой пост с января этого года. Лоран Илер относится, наряду с Сильви Гиллем, Элизабет Платель, Изабель Герен, Шарлем Жюдом, Манюэлем Легри, к генерации «питомцев» Рудольфа Нуреева. В течение своей образцовой премьерской карьеры Илер не только перетанцевал весь классический и современный репертуар Парижской Оперы, но и выступал в премьерах Уильяма Форсайта и был Солором в последней постановке Нуреева «Баядерка».

Лоран Илер первым смог осуществить заветную мечту Сержа Лифаря перенести в Россию свои балеты. В советское время Лифарь уговаривал власти СССР разрешить поставить «Федру» для Майи Плисецкой в Большом театре, предлагал даже подарить раритетные оригиналы писем Пушкина к Наталье Гончаровой. Но, увы, все тогда осталось без ответа.

Лоран Илер впервые перенес лифаревский балет «Сюита в белом» в Россию, в Музыкальный театр, показал артистам стиль и тщательно отрепетировал детали, а лоск навела приехавшая на две недели экс-этуаль и экс-директриса школы Парижской Оперы Клод Бесси, перетанцевавшая в «Сюите в белом» не одну партию еще при Лифаре. Поставленная в 1943 году и показанная в оккупированном Париже «Сюита в белом» по сей день остается идеальным опусом французской неоклассики. Пуантная техника, элегантный шарм французской школы классического танца эстетически опоэтизированы автором. Музыкальность, акценты, внимание к деталям, подчеркнутая женственность – эти требования предъявляет балет к прима-балеринам. Одноактный шедевр представляет собой чудный образец танцевальной соразмерности. Сочная выпуклость звуковых образов, фантазийная самобытность ритмического рисунка, насыщенная гармоническая палитра колористичной музыки Эдуара Лало (использована партитура его балета «Намуна») и скульптурно-живописная выразительность благородно «преображенной» классической лексики Сержа Лифаря дуэтно слились в художественное сценическое действо в безупречной композиционной форме балетной труппы с неотъемлемой иерархией.

В этой единодыханной данс-сюите есть вариации, дуэты, трио, массовые ансамбли. А парадный классический формат лапидарно смягчен аристократической несуетностью хореографического мышления. Пришедшие из партитуры «Намуны» названия сольных номеров стали подлинными хитами для истых гурманов-балетоманов. Так, «Сигарету» можно считать экзаменом на изысканность высшего балеринства. На премьере ее с достоинством и прихотливо станцевала Оксана Кардаш, но еще более выигрышно тут смотрелась во втором составе Эрика Микиртичева, выступившая с техническим запасом, уверенной неторопливостью и спокойствием. А вот в адажио Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев были несколько нарочиты, но этот дуэт требует большей рафинированности и меньшей схематичности в поддержках-«оттяжках».

Открытием и героиней всего премьерного блока стала Ксения Шевцова, уже, как оказалось, пятый сезон танцующая в театре. Мягкость ее утонченных линий, элегантная женственность, стилистическая интуиция и интригующая притягательная затаенность как нельзя кстати пришлись в вариации «Флейта»: ее выступление стало пластическим отождествлением зовущего голоса сирены. Доблестно станцевал «Мазурку» самый надежный премьер театра Георги Смилевски (достойно заменить его в этой роли Дмитрию Соболевскому пока не удалось). Идеальную ансамблевую станцованность и стилевое единство артистов балета, получающих явное удовольствие от танца, смело можно считать заслугой Лорана Илера и его команды. Это лишь великолепное начало увлекательной, скрупулезной и вдумчивой работы преображенной труппы. А французский шарм ей только к лицу.

«Килианиана» в Музыкальном театре впервые в России стартовала несколькими сезонами ранее. Ныне возобновили «Маленькую смерть», поставленную в 1991 году для Зальцбургского фестиваля к 200-летию со дня смерти Моцарта. Килиан вдохновенно создал оммаж композиторскому гению. Неповторимо узнаваемый певучий язык хореографа здесь рисует моцартовский галантный век. Эротические дуэты в балете переплетаются со свистом рапиры, рассекающей воздух, – острый и сладкий укол, и вершинное любовное удовольствие. Из мрака вырисовываются полуобнаженные тела танцовщиков, начинающих синхронные дуэты с рапирами. Этот фрейдистский символ любви с острием смерти широко распространен в балете: во имя любви несущие смерть шпаги играют ключевую роль в драматургии таких репертуарных бестселлеров, как «Ромео и Джульетта» и «Жизель». Перекатывание рапир, дуэтный альянс с ними – одновременно будоражащая кровь любовная прелюдия и азартная игра со смертью. Укол рапиры в сердце тождествен оргазмической кульминации. Танцы перемежаются пробегами танцовщиков с огромным черным покрывалом, летящим на высоко поднятых руках. Достигая авансцены, танцовщики разворачиваются, и обратная волна покрывала как бы смывает предыдущих персонажей цунами страсти или дыханием времени. Из выплывающих из глубины сцены катящихся кринолинов выпархивают танцовщицы в нижнем белье и корсетах.

Шесть небольших адажио пронизаны тонким сладострастием и изнуряющим плоть томлением. Тактильная лирика с переплетением тел, ласкающими движениями рук между женских бедер и голеней, ртутно перетекающие поддержки создают эротический флер. Мистериальная жажда обладания зафиксирована в зрительно неизгладимой позе-мгновении финальной атаки, когда мужчина с распростертыми в полете руками-крыльями застывает над сомкнутыми в замок ногами женщины перед высшей точкой проникновения. В финале спектакля на сцену хаотично выкатываются пустые кринолиновые скелетные остовы былых судеб, как полые сосуды, открытые для новой жизни и любви. «Маленькая смерть» открыта для возрожденной репертуарной жизни, и артисты, вживаясь в этот балет, наполнят его бо?льшими эротическими и пластическими томлениями.

В 1987 году Уильям Форсайт авангардным абстрактным балетом «In the Middle, Somewhat Elevated» по приглашению Рудольфа Нуреева в Парижской Опере провозгласил новую эру деконструированного классического танца, презирающего законы физики. Первыми исполнителями тогда были Сильви Гиллем и Лоран Илер, который и стал теперь инициатором московской премьеры формально бессюжетного одноактного балета «Вторая деталь» самого радикального из современных мэтров хореографии Уильяма Форсайта на музыку Тома Виллемса. Хореограф оригинально препарирует основы классического экзерсиса с безапелляционной точностью Пирогова в «сюрреалистическом» ключе Дали. Чувствующий сиюминутный жизненный контрапункт, балетный архитектор Форсайт невероятно свободно «кромсает» пространство и пренебрегает балансом и силой земного притяжения, привнося в танец синкопированную природу акцентированного диалекта и непредсказуемость хореографической мысли. В трансцендентную «пуантную» полифоничную геометрию ансамбля танцовщиков в облегающих трико «варварски» врывается «вторая деталь» а ля Айседора Дункан в виде босоногой бестии в стилизованной тунике (Ксения Шевцова ярко справилась с партией). Стиль Форсайта – серьезная проба на музыкальность и на технику с экстремальными амплитудами движений, и для труппы в целом – это дерзкий вызов, который на первом этапе танцовщики приняли ознакомительно с авансом на непрерывное энергетическое наполнение.

Премьеру интересной программы «Лифарь/Килиан/Форсайт» объективно можно назвать большой творческой удачей и художественной победой балетной труппы и, прежде всего, ее нового балетного шефа Лорана Илера, не побоявшегося для своего дебюта выбрать столь сложный хореографический материал.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой