Француз Александр Деспла – один из самых интересных современных композиторов, много работающих в кино сегодня, живой классик. Он, безусловно, продолжает дело соотечественников – Мориса Жарра, Жоржа Делерю, Мишеля Леграна, наконец, Габриэля Яреда, сумевших гармонично соединить характерный для национальной мелодики импрессионизм с типичной для англосаксонской традиции монументальной тяжеловесностью оркестровки а-ля Ханс Циммер или Говард Шор. В своей новой работе – саундтреке к картине Жака Одиара «Братья Систерз», экранизации одноименного бестселлера Патрика де Витта, выигравшей на Венецианском кинофестивале 2018 года «Серебряного льва», Деспла предельно концептуален.
От сугубо мужской вселенной вестерна у Одиара осталась одна оболочка. Режиссер превратил сагу о покорении фронтира в плаксивый сеанс психоанализа, предав, так сказать, заветы «папиного кино» и этику невозмутимого мачизма. Также и в музыке Деспла – ритмический лаконизм Болеро встречается с как бы необязательной синкопической россыпью фортепианных аккордов Пуленка: образуется контрапункт, иллюстрирующий эмоциональное противостояние главных героев – Элая и Чарли – и отдаленно напоминающий «Диалоги кармелиток». Прозрачную артикулированность заглавной темы, звучащей эхом чуть ли не к сентиментальной франкофонной эстраде 1950-х годов, постоянно перебивает струнное остинато, закольцованное до бесконечности, будто в Деспла вселился Стив Райх или Филип Гласс. К этому воистину рыночному великолепию репертуара, напичканному цитатами и подмигиваниями, ближе к середине, когда протагонисты в бесконечной погоне друг за другом доберутся аж до Калифорнии, к океану и раскинувшемуся на его берегах Сан-Франциско, показанному, как Новый Вавилон, добавится еще и реверанс «Истории солдата» Стравинского и даже японский колорит – пентатонная гамма, разбитая, вместо гонга, то и дело заходящимся в истерике кларнетом.
Музыка Деспла оказалась идеальным аккомпанементом ностальгической фреске Одиара, герои которой будто застряли между ролевыми моделями – прошлого уже не вернуть, а будущее еще не наступило.