Vladimir Rannev <br>Prose <br>Fancymusic <br>CD Релизы

Vladimir Rannev
Prose
Fancymusic
CD

Альбом наследует опере, поставленной в Электротеатре Станиславский, но он не может, да и не должен полностью передавать, фиксировать особенности спектакля. Диск вышел наперекор сомнениям в самой возможности появления аудиоварианта постановки: критики отмечали эстетические и сценичные моменты, которые нельзя представить в аудиоварианте. Однако пластинка перед нами, внешне она вроде бы и не намекает на столкновение традиций и ломку привычных укладов. Предположим, тут существует еще один, подразумеваемый план произведения. В общем, все непросто, впрочем, слушатель – предупрежден.

Либреттистом, композитором и режиссером спектакля был один человек – Владимир Раннев. Его произведение объединило тексты А. П. Чехова и Ю. В. Мамлеева. Причем повесть Чехова «Степь», ее фрагменты приведены в буклете издания. В ходе же сценического воплощения они пропевались хором, а рассказ Мамлеева «Жених» подавался в проекции на специальном экране. При этом певцы, играя героев Мамлеева, пели текст Чехова… То есть для слушателя альбома теряется и визуальная часть постановки – креативная сценография. И это более чем осознанная ситуация, ведь можно было бы отразить спектакль, допустим, макетом в буклете, но он, по обыкновению лейбла Fancymusic, строг и информативен.

Опера написана для вокального состава без участия инструменталистов. Исполнители – блестяще справляющиеся ансамбль N’Caged и хор Электротеатра под руководством Арины Зверевой. Диапазон приемов и жанров широк – от звукоимитации до литургии. В первую очередь это очень красиво и, очевидно, чрезвычайно сложно. Но красиво не как, допустим, орнамент, а как музыка сфер – непознаваемая, но ощущаемая. При такой сложной структуре опера звучит звонко и ясно, сложность музыки оказывается естественной. Итог – час и пятнадцать минут концентрации голоса и напряжения мысли. Возможность сфокусироваться именно на этом и оказывается особенностью издания.

Отдельные слова текста словно всплывают из партитуры, выделяются как опоры, мосты восприятия. «Проза» – это параллельно развивающиеся разные эпизоды, герои произведений – Егорушка и Ваня Гадов в представлении автора – один герой. Опера не объединяет тексты, они живут каждый своей жизнью, но одновременно – создавая новую реальность, скажем, даже звуковую гиперреальность. Жизнь непроста – напоминают нам. Как понимать слово «проза» – как жанр или как обыкновенность, бытовую ежедневность, даже пошлость? Тут вспомним, что Раннев уже ставил сам свою оперу – «Два акта» по либретто Дмитрия Александровича Пригова. Мир Мамлеева продолжает строить сюрреалистичную вселенную, в которой за обычным явственно видно чудесное.

Спектакль теперь живет – в звуке и раскрывает немало поводов для фантазии. Композитор был режиссером; слушая запись, режиссером становится слушатель. Запись реализует идею нескольких произведений, вложенных одно в другое и разворачивающихся, раскрывающихся перед зрителем в эдакий тессеракт и идею «универсального произведения искусства», идущую от Вагнера. Новое искусство нарисовало интересный маршрут: опера вернулась к форме аудиофеномена, где уровень музыкального материала исключает из процесса простоту и случайность. «Проза» – принципиальный шаг на пути сопротивления упрощению и опошлению, и порой кажется, что это основная кармическая задача актуальных поколений.