Неуспокоенный реквием События

Неуспокоенный реквием

В Малом зале Московской консерватории состоялся авторский концерт к 80-летию Тиграна Мансуряна. Автор присутствовал в зале и в финале горячо благодарил со сцены артистов

Тигран Мансурян при жизни удостоен статуса национального классика, он – обладатель  многочисленных наград в Армении и за ее пределами, был дважды номинирован на премию «Грэмми», а запись “Реквиема” удостоена премией ICMA-2018.

Наряду с экспериментами в области музыкальной формы, выразительных средств, он активно сотрудничал с киноиндустрией, создав саундтреки к фильмам «Цвет граната», «Осенняя пастораль», «Мы и наши горы», «Белые грезы», «Танго нашего детства» и десятку других.

В авторском вечере, инициированном Российской и Ново-Нахичеванской епархией Армянской Апостольской церкви и получившем благословение архиепископа Езраса Нерсисяна, прозвучала духовная музыка юбиляра: «Исповедую с верой» для вокального ансамбля, голоса и альта (слова Нерсеса Шнорали) и «Sonata da Chiesa» для альта и фортепиано. Композитор со сцены признался, что писал вокальный цикл для знаменитого британского «The Hilliard Ensemble», но звучание российских исполнителей – «Questa Musica» под управлением Филиппа Чижевского – ему оказалось ближе. Мансурян отметил и великолепных солистов: меццо Екатерину Бачук, альтиста Сергея Полтавского и пианиста Павла Домбровского.

Кульминацией программы ожидаемо стал «Реквием» памяти жертв Геноцида армян, в числе которых были и родные композитора. Впервые он прозвучал в 2011 году в исполнении Мюнхенского камерного оркестра и берлинского хора RIAS, по заказу которых Реквием и был создан. В Малом зале консерватории прошла российская премьера. Анонс композитора о том, что его задача – соединить канонические латинские молитвы с армянским пением, полностью оправдался.

В «Реквиеме» преобладают мрачные краски, аскетичность фактуры, его отличают истовая ритуальность и полное отсутствие «оперности», к которой мы привыкли в этом жанре. Контрасты, виртуозно поданные Камерным хором Московской консерватории и Тульским государственным хором (художественный руководитель обоих коллективов – Александр Соловьёв), направлены тут на передачу крайних эмоциональных состояний: тихого отчаяния и иступленной скорби. В Dies irae в партии хора добавились звукоизобразительные элементы: дробление слов и повтор слогов создавали аллюзию «заикающейся» от страха речи представших на Страшный суд, прием col legno у струнных передавал дрожь и стук костей мертвецов, восставших по зову «tuba mirum». Все это мастерски представил Камерный оркестр «Musica viva», за пульт которого встал Александр Рудин –  давний друг и пропагандист Мансуряна.

Развернутые сольные эпизоды у сопрано Марии Челмакиной и баритона Тараса Ясенкова возвращали нас во времена амвросианского пения, ведь армянская обрядовость впитала византийские традиции, отчетливо ощущаемые в музыке Мансуряна. Эти призывы к Господу, молитва на разные лады, выражающая отнюдь не смирение перед лицом Всевышнего, но личную боль утраты и гневный протест, не оставили зал равнодушным. Среди публики, устроившей бешеную овацию, было много соотечественников композитора, воспринявших это послание как личный призыв, были и профессионалы-музыканты, оценившие логику и оригинальную драматургию «Реквиема», его национальную идею.