Конкурсы, как и любое художественное явление, подвержены цикличности: рождение, расцвет, спад, исчезновение… Конкурс имени Глинки не стал исключением. Возникший в 1960 году, вслед за Конкурсом имени П. И. Чайковского, он долгое время выполнял миссию первооткрывателя вокальных звезд. Читаешь список первых премий и диву даешься: Образцова, Гулегина, Нетребко, Хворостовский, Бородина… Они, кстати говоря, в Конкурсе Чайковского потом и не участвовали – Конкурс имени Глинки и так открывал многие двери. Первым председателем жюри был композитор Владимир Власов, один из основателей киргизской профессиональной музыкальной культуры. Потом его сменили певцы – Никандр Ханаев, тенор Большого театра, легендарный Шуйский в советском фильме-опере «Борис Годунов», затем Марк Рейзен, столь же легендарный бас. Что ни имя – то страница летописи российской культуры. А с 1968 года началась эпоха Ирины Архиповой, длившаяся немногим больше 40 лет. Последний конкурс с ней прошел в 2009 году, в Москве, и великой певицы через год не стало. А спустя пять лет состязание как-то само собой исчерпалось…
Казалось, что цикл замкнулся, да и много других вокальных соревнований возникло в это время, но одно дело – создавать и раскручивать новый бренд, другое – пользоваться дивидендами великого прошлого. Конкурс Глинки, овеянный магией имен, притягивал многих, но как в вагнеровском «Зигфриде» разбудить и вернуть его к жизни мог человек, обладающий незаурядными личностными качествами.
Поэтому, когда музыкальное сообщество узнало новость, что Конкурс имени Глинки будет проходить в Казани, а возглавляет его знаменитое сопрано Альбина Шагимуратова, то удивление от внезапности известия сменилось ощущением уверенности, что проект, наконец, вырулил на верный путь.
Последующие события подтвердили правильность этой мысли. 239 участников на первом туре – этот шквал уже оказался первой победой организаторов, ведь заявки собирались всего несколько месяцев. «Приманкой» стало и жюри, включающее не просто известных музыкантов, певцов (Лариса Гергиева, Ирина Богачева, Ольга Бородина, Анатолий Лошак), но также и деятелей в области оперного менеджмента: Евамария Визер, кастинг-директор Летнего Зальцбургского фестиваля и руководитель молодежной оперной программы в Зальцбурге; Софи Джойс, руководитель молодежной программы Линдеманн при Метрополитен-опере. Аргументом к участию был и солидный призовой фонд. Две первые премии по 300 000 рублей (а всего – четыре призовых места и два поощрительных приза для лучших участников второго тура), спецприз имени Ирины Архиповой – еще 300 000 рублей…
В финале и на гала-концерте участникам также выпала возможность спеть с Госоркестром Республики Татарстан с маэстро Александром Сладковским за пультом – еще один довод в пользу участия в конкурсе. Дирижер, который славится чуткостью и считается одним из лучших ансамблевых партнеров, сполна проявил все эти качества, очень поддержав молодых, часто малоопытных конкурсантов. Ну, и выступление победителей в Концертном зале Мариинского театра, увенчавшее конкурс, – также событийно для любого молодого певца.
Когда в третьем туре один за другим выходили 15 финалистов, то болельщики в Концертном зале имени С. Сайдашева по привычке «раскладывали пасьянс»: эта – ученица или ученик члена жюри, значит, наверное, дадут что-то, хотя поет неровно, а эта девушка – «чужая», из Москвы, наверное «утопят», хотя очень музыкальна и стабильна.
Но вышло не по привычному конкурсному сценарию. Места распределили между теми, кто этого действительно заслужил. Как сказала потом Альбина Шагимуратова, «мы сразу договорились, что будем судить честно и объективно».
По регламенту в финале надо было спеть арию русского композитора и зарубежного, и у большинства получалось удачно что-то одно. Например, Эльза Исламова – безусловно, перспективная выпускница Казанской консерватории: она несколько манерно и не всегда интонационно чисто спела арию Марфы из «Царской невесты», а потом – безупречно стилистически «Манон» Массне. За что и получила «минус» от жюри и второе место. Некоторые певцы «удивили» неточным воспроизведением нотного текста и слов. Причем, в случае с Сергеем Кайдаловым – обладателем качественного баритона, солистом и Мариинского театра, и Лионской оперы – это вообще выходило за рамки профессионального отношения: в Балладе Томского он увлекся «игрой», театрализацией в ущерб верности партитуре. Поэтому, когда тот же номер аккуратно технически и по-своему ярко исполнил солист Пермского театра Константин Сучков, стало ясно, кому отдадут пальму первенства. Тем более что его вторая ария – Ирода из «Иродиады» Массне – шармировала зал: в тембре возникла необходимая этой музыке «сладость», кантилена. И первое место Константин Сучков завоевал по праву.
Расклад в призовых местах отразил интересную тенденцию. Лидировали баритоны: Станислав Ли (II место) и Акылбек Пиязов (IV место), и лишь один тенор – китаец Даолигень был удостоен лауреатства и третьего места. Этот певец поразил совершенным русским языком, когда пел арию Германа из «Пиковой дамы». Но позже выяснилось, что он ни слова не говорит по-русски (как, к сожалению, и по-английски) – диалог не состоялся, и дальнейшие перспективы карьеры Даолигеня сомнительны, так как без коммуникации в наше время – никуда.
У женщин все призовые места захватили сопрано, кроме первого – победительницей стала самая молодая участница конкурса меццо Мария Баракова из Молодежной оперной программы Большого театра. «Она меня сразила интерпретацией арии Арсаче из “Семирамиды”», – призналась Альбина Шагимуратова. Действительно, Мария, которой 8 марта исполнился 21 год, показалась не по годам сформировавшейся, зрелой артисткой, интуитивно чувствующей драматическую суть выбранной музыки (она также великолепно спела Любаву из «Садко»).