В Театре имени Наталии Сац завершился Тринадцатый фестиваль школьных самодеятельных театров «Москва-Театр-Школа». Он проходил два месяца и стал масштабным смотром детских театральных коллективов со всей Москвы и Московской области. Фестиваль прошёл при поддержке Министерства культуры в рамках специального проекта «Театр –детям» Года театра.
Еженедельно жюри, возглавляемое главой литературно-педагогической части Театра Сац Роксаной Николаевной Сац, оценивало свыше десятка детских постановок на Малой сцене театра. Параллельно для юных артистов проводились мастер-классы по разным театральным специализациям: занятия вели постановщики и ведущие артисты Театра Сац, и эти встречи способствовали не только освоению детьми театральных профессий, погружению в специфику театрального дела, но и позволяли в неформальной, творческой атмосфере пообщаться с артистами.
Роксана Сац
В рамках фестиваля был проведён уникальный образовательный курс – Школа юного театрального блогера, в рамках которой ведущие критики, блогеры, театроведы и кураторы фестивалей рассказали о специфике и методах размещения контента о театре и различных спектаклях. Слушателей Школы учили не просто присутствовать в интернете, а заявить о себе, как о театральном критике, уметь говорить о театре так, чтобы это запоминалось, чтобы передать свою увлечённость и любовь – всему этому не учат ни в одной школе блоггинга. Для соответствия высокому академическому статусу театра, в качестве коучей в Школу юного театрального блогера Театра Сац пригласили самых топовых критиков и блогеров. О том, как стать заметным на просторах Фейсбука (организация, деятельность которой запрещена в РФ) рассказал Денис Кудряшов, известный как Inner Emigrant, о специфике Инстаграма (организация, деятельность которой запрещена в РФ) – Ольга Хайкина, создатель популярнейшего театрального блога localdramaqueen.moscow, о том, как устроен Твиттер поведал известный критик, куратор театральных фестивалей Алексей Киселёв, а Ольга Тараканова – о принципах ведения собственного телеграм-канала и о том, как от коротких обзоров в этом ресурсе стать постановщиком на модных площадках (как это произошло и с ней самой).
Юные блогеры
Создатели Школы не побоялись включить в курс и серьёзные темы, посвящённые обсуждению самых актуальных особенностей современного театра. Так, о многообразии современного театрального искусства рассказал главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ, театральный критик Алексей Гончаренко. А завершился курс лекцией Павла Руднева, которая затрагивала, наверное, самую противоречивую тему: что такое театральная критика и каким должен быть театральный критик? И отвечая на столь непростой вопрос, Павел Андреевич нашёл столь понятную и увлекательную для молодёжи интонацию, что юное поколение театралов долго не отпускало лектора, задавая ему бесчисленные вопросы.
Такая же вдохновенная атмосфера совместного творчества и радушия пронизывала церемонию закрытия фестиваля, которая проводилась уже на Большой сцене театра, а в полуторатысячном зале Театра Сац не было свободных мест!
Ярослав Седов
Церемонию открыл начальник отдела театрального искусства, кандидат искусствоведения Ярослав Седов. Он огласил приветствие Министра культуры Российской Федерации Владимира Ростиславовича Мединского и поблагодарил педагогов и руководителей коллективов, подготовивших этот праздник. «Важно не столько то, станут ли его юные участники профессионалами (конечно, все будут рады за тех, кто этого достигнет). Самое главное в том, что проект воспитывает новое поколение зрителей, для которого гуманные цели театрального искусства, с которым они соприкоснулись в юном возрасте, станут маяком на всю оставшуюся жизнь. То чувство общности, которое возникает в театре у творцов и зрителей это яркая жизненная ценность», – подчеркнул Ярослав Викторович. К участникам обратилась и председатель жюри фестиваля Роксана Николаевна Сац.
Самым долгожданным моментом вечера стала церемония вручения наград. Юным артистам было вручено свыше полусотни дипломов и специальных призов, работы школьников были выполнены на столь высоком уровне, что даже лидирующих мест были удостоены по несколько спектаклей, а Гран-при достался четырём коллективам. Лучшие из победителей получили и специальный приз Министерства культуры – две путёвки в знаменитый лагерь Артек.
Обилие наград – свидетельство невероятно высокого уровня постановок. Порой, смотря эти любительские спектакли, не верилось, что играют непрофессиональные артисты, к тому же – дети. Вот и на гала-концерте выступления то и дело прерывались восторженными аплодисментами, смехом, а окончание каждого выступления сопровождали овации.
Моцарт forever
Удостоенный второй премии спектакль «Моцарт forever» театра «Таблица умножения» Школы № 626 так убедительно переплетал музыку великого классика с непосредственными и ироничными рассказами о детских фантазиях и играх, так умело соединял мелодии вечно молодого гения с разговорами, шутками и повадками современности, что зрители диву давались выстраиваемым параллелям. Зарисовка «Маша и медведь» фольклорного коллектива «Лазоревый цвет» ДШИ Юность стала сногсшибательным, феерическим экскурсом в народную песню и танец. А спектакль «Счастливые нищие» по комедии Гольдони театра «Маска» поселка Шишкин лес – это полноценная серьёзная постановка с изысканными костюмами и запоминающейся игрой юных артистов. Особой непосредственностью и эмоциональной игрой отличались юные исполнители удостоенного первой премии спектакля «Пятое измерение» театра-студии «Дверь». Настоящим мюзиклом выглядела также награждённая первой премией постановка «Сказки о царе Салтане» подольского Центра творчества «Синяя птица».
Сказка о царе Салтане
Первой премией был отмечен и спектакль «Чиполлино» рижского центра искусств Иманта: приезд коллектива из столицы Латвии вывел фестиваль на международную орбиту.
Четыре работы были удостоены Гран-при, а их жанровое многообразие отражает многогранность палитры фестиваля. Это драматический спектакль «Женитьба» театра миниатюр Школы № 1355, кантата «Звери печальные и весёлые» в исполнении хора «Соловушко» Школы № 626 имени Наталии Сац, детская опера (жанр которой был определён как «Музыкальные истории для самых маленьких») «Лесные картинки» Школы искусств города Реутов и достойный Академии хореографии, полноценный классический балетный дивертисмент «Фея кукол» также исполняемый воспитанниками Школы искусств города Реутов.
Фея кукол
Специальные призы были вручены педагогам детских театров, постановки которых неоднократно принимали участие в разных детских фестивалях и, в частности, во многих из тринадцати прошедших фестивалей «Москва-Театр-Школа». Впечатляющим финалом стал гимн фестиваля, специально написанный Ириной Тульчинской – хормейстером Школы искусств города Реутов, солистами и хором которой гимн и исполнялся. На гала-концерте эти же юные артисты уже снискали овацию за своё исполнение оперы-пародии М.Дунаевского «Пиф-паф» – эта работа была удостоена первой премии фестиваля. Вообще, эта юмористическая миниатюра Дунаевского не редко исполняется и на профессиональной филармонической сцене, разумеется, тоже как шутка в дни юморин и праздников. Но в детском исполнении смешливая и непосредственная интонация, заложенная автором, зазвучала многократно сильнее и, по-моему, примерно с середины этого номера смеялся абсолютно весь зал. А в финальном исполнении гимна фестиваля хор Школы искусств Реутова продемонстрировал умение быть трогательными романтиками. Их вдохновенное исполнение произвело настоящий фурор и стало незабываемым финальным аккордом церемонии закрытия фестиваля.