В России и Европе в течение всего года проходят мероприятия, посвященные этой юбилейной дате. Особенно широко она была отмечена в родном городе композитора, Томске, где состоялся грандиозный симфонический гала-концерт. Новый главный дирижер Томского академического симфонического оркестра Михаил Грановский составил масштабную программу, в которой Денисов был представлен в окружении близких ему собратьев по перу – его учителя, Виссариона Яковлевича Шебалина, и учеников – Дмитрия Смирнова и Владимира Тарнопольского.
Сочинения Денисова, выбранные для этого вечера, были призваны показать его тесную связь с традицией, к которой он всегда принадлежал, несмотря на использование новейших композиторских техник и музыкального языка. Концерт не случайно начался циклом Вальсов Шуберта в оркестровке Денисова: Шуберт был для него моделью, а его музыка – символом истинной Красоты. Денисов считал, что «Шуберт лаконичен и точен во всем…», и что он «поразительно точно ощущал музыкальное пространство и умел наполнять его». Денисов оркестровал знаменитую шубертовскую «Ave Maria», а также шесть циклов вальсов, один из которых и открыл юбилейный вечер.
В «Концертино» Виссариона Шебалина для скрипки и струнного оркестра солировал внук Эдисона Денисова, 26-летний Федор Рудин, недавно утвержденный на пост концертмейстера Венского филармонического оркестра. Его скрипка звучала особенно завораживающе в медленной части шебалинского опуса, открывая слушателю тончайший лиризм этой музыки, которая, к сожалению, остается мало известной и широкой публике, и профессионалам. Присутствовавшая в зале внучка Виссариона Яковлевича, Екатерина Лебеденко, выразила музыкантам свое искреннее восхищение и признательность.
«Концертино» Шебалина нашло отражение в звучавшей далее «Камерной музыке» Денисова для альта, клавесина и струнных, где также солистом выступил Федор Рудин, на этот раз на альте. «Камерная музыка» была в этом концерте, пожалуй, самым трудным для слушательского восприятия сочинением, и в то же время – самым характерным для Денисова из исполнявшихся в этот вечер. Мы встречаем в нем излюбленные составляющие денисовского письма: легкое облако струнных, созданное из множества сплетающихся линий; глубокий бархатный тембр солирующего альта в низком регистре, ассоциирующийся с внутренним голосом автора; противопоставленный ему клавесин – единственная краска, контрастирующая со струнным составом.
Мотивы исповедального лирического высказывания, свойственные Денисову, были продолжены в трех Сценах из балета «Исповедь». Он написан по роману Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» по просьбе эстонского танцора и хореографа Тийта Хярма, и был поставлен в 1984 году в Таллинне. Сюита из балета пользуется успехом у оркестров – она исполнялась уже не раз, в том числе и в Томске. И это вполне понятно, ведь в своем единственном балете композитор, по его же признанию, «стремился избежать прикладной танцевальности и создать не номерной спектакль, а большую трехчастную симфонию».
Сочинения двух учеников Денисова, Дмитрия Смирнова и Владимира Тарнопольского, стали для слушателей настоящими новинками: для произведения Смирнова это была мировая премьера, а пьеса Тарнопольского прозвучала в России только во второй раз. В «Трех портретах» Смирнов задумал «представить музыкальные портреты трех художников XIII–XV веков, стоявших у истоков европейской живописи: Джотто, Дюрера и Рублёва, и передать свое впечатление от их работ». Для этого он использовал особую технику, основанную на идее музыкальной монограммы, условно им названную «криптофонией» и подразумевающую кодирование вербального текста с помощью названий звуков.
В пьесе Тарнопольского «Tabula Russia», написанной по заказу Рахманиновского фестиваля и отдающей дань почтения замечательному композитору, автор «пытался ввести аллюзии на пронизывающую его музыку колокольность, элементы строгих литургических просодий и ликующих пасхальных кантов, растворяющиеся в очередном стирающем потоке времени. Главной звуковой идеей пьесы, ее первоначальным импульсом стало звучание низкого русского колокола, который издревле был главным звуковым символом России».
Сочинения Смирнова и Тарнопольского, различные и по замыслу, и по стилистике, впечатляли мастерским владением большим оркестром. Обе партитуры изобиловали изобретательными звуковыми эффектами, изысканными тембровыми микстурами, при этом придерживаясь исключительно традиционных техник звукоизвлечения. В этом неопровержимо чувствовалась денисовская школа, одним из постулатов которой было выведение тембра, краски на первый план. Особенно обратили на себя внимание колокольные звучности, созданные различными тембровыми средствами. В «Tabula Russia» Тарнопольского задействован огромный и разнообразный набор ударных инструментов, вплоть до колокольницы, специально привезенной в филармонию из близлежащей церкви. У Смирнова колокольные звучности широко используются в третьем портрете – Андрея Рублёва, где они ассоциируются с образностью его икон «Троица» и «Спас Вседержитель».
Далее в программе следовала увертюра к опере Клода Дебюсси «Родриго и Химена». Написанная 30-летним Дебюсси в 1893 году, но только в клавире и черновом варианте, опера была восстановлена и оркестрована Эдисоном Денисовым в 1992 году по просьбе издательства «Durand» и звукозаписывающей фирмы «Erato». В своей оркестровке Денисов опирался на оркестр «Пеллеаса», но в то же время учел и влияния русской школы, в особенности – Мусоргского, на молодого французского музыканта. Это особенно слышно в Увертюре, явно несущей в себе отзвуки «Рассвета на Москве-реке».
Русская тема продолжилась в вокальном цикле «Твой облик милый» на стихи Пушкина в исполнении уроженца Томска Сергея Кузьмина, ныне солиста Михайловского театра. В этом сочинении нет музыкальных стилизаций, но традиция русского романса, идущая от лирики Глинки, Чайковского, Танеева, здесь ощущается очень ясно.
Символично, что программу завершали два религиозных сочинения: Денисов считал духовной всю свою музыку, вне зависимости от ее художественного содержания. Сначала прозвучала «Kyrie» для хора и оркестра – неоконченная партитура Моцарта, которой Денисов дал свое прочтение. Сочинение было исполнено в России впервые.
Концерт завершался финальными хорами из оперы Шуберта «Лазарь, или Праздник воскрешения», рассказывающей библейскую историю о чудесном воскрешении Лазаря. Шуберт написал музыку только к двум ее первым эпизодам – Смерть и Положение в могилу. Затем рукопись обрывается, и Воскрешение, предусмотренное либреттистом в третьем акте, не находит своего музыкального воплощения. В 1995 году по просьбе Бах-Академии в Штутгарте Денисов закончил второй акт «Лазаря» и полностью написал третий. Эта работа стала для него не только данью уважения великому австрийцу, но и, наряду с ораторией «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа», вершиной его духовной музыки.
Успех юбилейного концерта в Томске – несомненная заслуга исполнителей, прежде всего – нового музыкального руководителя оркестра Томской филармонии дирижера Михаила Грановского. Воспитанник Московской консерватории, тонкий музыкант и взыскательный руководитель, он за несколько месяцев буквально трансформировал оркестр. Его энтузиазм и вера в успех заразительны и полностью оправдали себя. Оркестранты показали себя достойными исполнителями музыки Денисова, довольно непростой для музыкантов, больше привыкших к классическому репертуару. В хоровой части программы великолепно проявил себя Губернаторский камерный хор Кузбасса под руководством Ольги Шабалиной, специально для концерта «выписанный» из Кемерово по настоянию Грановского. Сложная атональная полифония денисовских опусов прозвучала филигранно, светло, прозрачно, согласно «букве» денисовского письма.
Заслуги Томской филармонии в проведении самого грандиозного события денисовского юбилейного года неоспоримы. Особо следует отметить ее директора Наталию Чабовскую (в прошлом – директора Музыкального колледжа имени Денисова), а также заведующую музыкальной частью Василину Сыпченко.
Кстати, в 2016 году именно в Томске прошла мировая премьера юношеской оперы Денисова «Иван-солдат». Это стало возможно благодаря инициативе Томского музыкального колледжа и активному личному участию Василины Сыпченко, в то время заместителя директора колледжа по научно-методической и творческой работе. 4 июля 2019 года в рамках фестиваля «Классическое лето», посвященного юбилею Денисова, состоится постановка «Ивана-солдата», на этот раз на базе филармонии, с обновленным исполнительским составом и под руководством Грановского.
Следует признать, что маленький сибирский Томск отмечает юбилей своего земляка с гораздо большим размахом, чем Москва и Московская консерватория, в которой Денисов проработал без малого 35 лет и воспитал целое поколение композиторов. Однако справедливость требует напомнить о прекрасном концерте, прошедшем в Рахманиновском зале 21 февраля силами ансамбля Студия новой музыки – концерте, имевшем невероятный успех у московской публики. Будем надеяться, что однажды в Москве будут организованы и более крупные мероприятия в честь Эдисона Денисова – композитора, педагога, просветителя.