Событиями в культурной жизни города стали первые концерты органной музыки в филармонии, а также симфонические вечера в Драматическом театре и Концертном зале имени М.И. Глинки.
В значительной степени «высокий градус» сегодняшней музыкальной жизни в Смоленске определился приездом нового дирижёра, Заслуженного артиста России Михаила Аркадьева. «Все мои мировые гастроли с Дмитрием Хворостовским начались здесь, в Смоленске», – говорит маэстро. – Наши первые два концерта в 1990 году были здесь, на этой сцене! Для меня Смоленск имеет огромное эмоциональное значение! Я подумал, что это вызов судьбы». С августа 2018 года он возглавляет Камерный оркестр, стремясь раскрыть потенциал музыкантов и всей филармонии в осуществлении новых проектов.
М.А. Аркадьев – личность удивительная многогранностью таланта, интересов и достижений. Музыкант-интеллектуал, блестящий пианист и педагог, доктор искусствоведения, автор монографий по теории музыкального ритма и творчеству И.С. Баха, по философии и семиотике, оперно-симфонический дирижёр и композитор!.. К такому артисту подходит категория «пассионарий» (Л.Н. Гумилёв). Один из его афоризмов: «Сущность музыки – в потоке выразительности и страсти»; музыкальный метроритм трактуется им как реальный, не метафорический континуум энергии-времени, облечённый в художественную форму. Теория М.А. Аркадьева не отделима от практики музыканта во всех ипостасях. Он выступает как дирижёр, солист и участник камерных ансамблей, его беседы за роялем об искусстве проходят в гостиной филармонии под заглавием «Ремесло экстаза».
Главный дирижёр Камерного оркестра филармонии вовлекает в программы талантливых именитых артистов. В первые дни работы в Смоленске маэстро Аркадьев высказал идею приобретения органа для Концертного зала имени М.И. Глинки и обозначил перспективы: собрать малый состав Симфонического оркестра, проводить в Смоленске оперно-симфонические ассамблеи. Уже в цикле Рождественских концертов в филармонии сыграли камерную оперу Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». В репертуаре Камерного оркестра – музыкальная классика в широком понимании: Бах, Гендель, Вивальди, Моцарт, Бетховен, великие мастера XIX и XX веков, от барокко до произведений новейшей академической музыки.
Солист симфонического оркестра Большого театра Петр Кондрашин и Михаил Аркадьев
Знаковыми событиями юбилейного сезона стали музыкальные премьеры, одна из наиболее примечательных – презентация органа в филармонии. Расположенный в здании Дворянского собрания зал помнит выступления Глинки, Рахманинова, Шаляпина, Рихтера; его акустика и изящная архитектура в стиле русского классицизма (1825) не допускают радикальных вторжений, поэтому оказалось возможным установить на сцене довольно лёгкий двухмануальный электронный орган «Content Mondri».
По отношению к 500-летней истории строительства органов в Голландии фирма «Content Оrgans» совсем молодая, существующая с 1980 года. Высокое качество ее инструментов получило золотую награду на парижской промышленной выставке 1987 года; этот уровень поддерживается и с переходом к новым, цифровым, технологиям в производстве профессиональных органов «Content». Одну из моделей с цифровым источником звука, концертный орган Mondri 236 DS, приобрела весной 2019 года Смоленская областная филармония. Новый инструмент воспроизводит звучания духовых органов четырёх эпох, обозначенных как стили барокко, классический, романтический и симфонический, его электронная память вмещает аутентичную звучность работ великих мастеров органа разных времён.
Широкий стилевой диапазон и возможности инструмента из Нидерландов были представлены на концерте-презентации. Смоленская публика ждала этого события и с большим пиететом принимала в Зале имени М.И. Глинки искусство Александра Фисейского. Прозвучали органные произведения И.С. Баха и сочинения для органа с оркестром В.А. Моцарта, Ф. Мендельсона, О. Мессиана и Б. Чайковского в сопровождении Камерного оркестра под руководством М. Аркадьева. Оценив технологические достоинства «малого голландца» с его удивительными переходами от стиля к стилю, профессор Фисейский дал согласие снова выступить в гостеприимном зале в июне. Теперь стали возможны циклы концертов органной музыки и проведение в Филармонии туров конкурса органистов.
Вскоре после премьеры орган встретил своих соотечественников. В Юбилейном гала-концерте наряду со смоленскими коллективами и солистами, были специальные гости из Нидерландов. Органист Симфонического оркестра Лимберга и Королевского фламандского филармонического оркестра, лауреат престижных международных конкурсов (среди них – Первая премия на Конкурсе органистов имени М. Таривердиева в Калининграде), Жан-Пьер Стайверс в течение нескольких лет концертирует по городам России, и теперь талантливый артист вместе со своим десятилетним сыном Таро принял участие в смоленском музыкальном празднестве. После барочной и романтической музыки Д. Букстехуде, И.С. Баха, К.М. Вебера, Ф.А. Гильмана и детского исполнения «Старинной французской песенки» П.И. Чайковского настало время смоленской премьеры сочинения 2018 года. Композицию для струнного оркестра, органа, гобоя и литавр «Сарабанды» – страстную медитацию в ритме остинато средневекового испанского танца-шествия, насыщенную музыкальными реминисценциями и полную лирического пафоса, – Стайверс и Камерный оркестр Смоленской филармонии исполнили под управлением автора, Михаила Аркадьева.
Ритмы сарабанды в драматическом противостоянии угнетения и героического стремления к свободе увлекли слушателей на следующем концерте. Так Увертюрой Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт» открылась первая Оперно-симфоническая Ассамблея с участием двух оркестров и двух дирижёров. В Смоленск были для неё приглашены Рязанский губернаторский симфонический оркестр во главе с художественным руководителем, Сергеем Оселковым.
Выпускник Новосибирской консерватории, класса профессора А.М. Каца, Сергей Оселков в течение 10 лет руководства Рязанским губернаторским оркестром подготовил разнообразные программы концертов, абонементов и фестивалей. В репертуаре коллектива классическая музыка трёх столетий. С рязанским симфоническим коллективом выступали выдающиеся солисты: Д. Мацуев, Н. Луганский, Б. Березовский, М. Федотов, А. Баева, А. Шилклопер; несколько лет продолжается сотрудничество РГСО с композитором Эдуардом Артемьевым.
В Рязанском симфоническом оркестре много молодых артистов. Легко отзываясь на исполнительский порыв дирижёра Сергея Оселкова, в хорошо выученных произведениях Бетховена музыканты показали если не утончённый венский аристократизм, то, безусловно, искренность и слаженность. Увертюру «Эгмонт» и Четвертую симфонию с виртуозным и радостным финалом публика принимала горячо, даже срывались с аплодисменты после каждой части симфонии. Очевидны уважительные партнёрские отношения между главным дирижёром и его оркестром. Это поддержал и маэстро Михаил Аркадьев, когда готовил своё выступление с объединенными оркестрами в Симфонической ассамблее. Для первого концерта была выбрана Пятая симфония ми минор Чайковского – одна из вершин русского искусства XIX века. Исполнена она была впечатляюще, сравнительно небольшой зал филармонии едва вмещал массивы и энергетику звучаний! Восторг слушателей выразился овациями полного зала.
Большому симфоническому оркестру на камерной сцене было не разместиться, поэтому всех скрипачей рассадили перед ней, а высокий подиум дирижёра был установлен во втором ряду партера.
Внимательному слушателю интересно было наблюдать взаимодействие Михаила Аркадьева с оркестром. Стилю дирижёра свойственна продуманная детализация и длительное развитие музыкальной драматургии, экспрессия и выверенность жестов, обращённых к музыкантам и выражающих живую ткань музыкального времени в полифонии фактурных пластов и линий. В сложнейшей партитуре Чайковского объединённому оркестру удалось не всё, были заметны в Allegro первой части интонационные неточности, но в процессе исполнения музыканты почувствовали себя свободнее, и гениальное Andante cantabile зазвучало в полную силу благородных эмоций. Нежный, мечтательный вальс третьей части прозрачностью рисунка навевал образы петербургского Летнего сада, оттеняя трагические коллизии финала симфонии, завершившегося триумфом мажорной коды.
Cезон в Смоленске походит к кульминационному завершению. 31 мая в Драматическом театре концертом Симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета начался 62-й Всероссийский Музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. Программа трёх недель богата событиями и премьерами. В ближайшее время ожидаются концерты-презентации Трио имени Глинки в Москве и Смоленске, а в последний вечер Фестиваля почитатели музыки увидят в смоленском театре выступление БСО имени П.И. Чайковского и за дирижёрским пультом – маэстро Михаила Аркадьева.