Не покидая	дома События

Не покидая дома

Детская музыкальная школа имени В. И. Мурадели отмечает 100-летие

Великий немецкий классик, автор «Фауста» Иоганн Гёте как-то изрек: «Научиться можно только тому, что действительно любишь». Этот афоризм звучит предельно точно и удивительно современно по отношению к подопечным Детской музыкальной школы имени В. И. Мурадели. Многим из них – ​от мала до велика – ​выпала честь выступить в конце апреля на отчетном концерте к 100-летию альма-­матер. Вглядываясь в их чуть растерянные, но такие одухотворенные, восторженные лица, ловишь себя на мысли, что эта искренняя, настоящая, бескорыстная увлеченность не так часто встречается во взрослом исполнительском мире.

Новые лидеры

Стремительно меняющийся, контрастный политический фон XX века, соблазнительные ложные ценности общества, возникшие на исходе 90-х, новая высокотехнологичная оснащенность миллениалов – при любых внешних обстоятельствах школа на Пречистенке всегда оставалась верна своей миссии – прививать детям любовь к высокому искусству. За сто лет она выпустила свыше четырех тысяч учащихся, многие из которых впоследствии выбрали путь профессиональных музыкантов и нашли свое место в отечественных и зарубежных оркестрах, в преподавательской деятельности. Многие вошли в число достойных представителей страны на международных конкурсах и добились высот в своем мастерстве. Старшее поколение помнит такие имена, как Александр Бахчиев (фортепиано), Тимофей Докшицер (труба), Леонид Полеес (скрипка), Николай Забавников (скрипка), занесенный в Книгу рекордов Гиннесса за творческое долголетие фортепианный дуэт сестер Туркиных. Школа Мурадели стала отправной точкой для артистов оркестра Большого театра и Госоркестра; можно отыскать воспитанников школы и в композиторских рядах.

Директор школы Нателла Делекторская и руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский на концерте к 100-летию школы, 27 апреля 2019 года в “Геликон-опере”

Сейчас в школе обучается 550 учащихся на четырех отделениях. «Во все времена наибольшей популярностью пользуется фортепиано, – рассказывает директор школы Нателла Делекторская – На него традиционно приходится самый большой конкурс. На втором месте гитара, вокал. Так же набирают популярность такие инструменты, как саксофон и флейта». Обучение ведется по двум образовательным программам: предпрофессиональной и общеразвивающей. Коллективные занятия в хорах, инструментальных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах помогают юному музыканту социализировать свое творчество, стать сопричастным к единому творческому процессу, открыть новые горизонты и понять специфику такого музицирования. «В условиях непростого времени, в которое мы живем, – продолжает Нателла Давидовна, – наша система дополнительного образования является одной из немногих сфер, где занимаются не только обучением, но также воспитанием детей. Их вовлеченность в совместную деятельность – это прекрасный способ вытащить детей в живой мир из мира соцсетей и интернет-контента. Дело, которым они заняты, приносит им удовольствие и радость».

Об интеграции

К лучшим традициям русской музыкальной педагогики, сохраненным и приумноженным, проявляют интерес не только московские семьи. Разрозненность, фрагментарность начального музыкального образования за рубежом зачастую подталкивает родителей к тому, чтобы искать решение проблемы в России. «В нашей школе всегда учились дети иностранцев, – рассказывает Нателла Давидовна. – Очень многие – из смешанных семей, когда кто-то из родителей выходец из России. Поэтому у таких детей зачастую отсутствует языковой барьер, а, следовательно, и проблемы коммуникации. Эти семьи могут позволить себе обучать своих чад не только у нас, но и в других странах с другой культурой. Но отдавая предпочтение школе Мурадели, они мотивируют свой выбор системностью обучения, профессионализмом и требовательностью наших преподавателей, возможностью изучать предметы в комплексе. Важна также теоретическая база, полноценные занятия по специальности и возможность играть с концертмейстером. Ну и конечно, регулярные выступления ребенка на публике – участие в концертах, да еще в таком прекрасном зале! Всего этого комплекса не получить в других странах. Известно, что выпускники нашей школы, поступая в европейские колледжи, даже не связанные с музыкой, получают там дополнительные баллы и прекрасно развиваются дальше на основе того потенциала, который был заложен у нас! А это престиж и другие возможности».

Существует и иной вектор «международных отношений», в которые вовлечена школа: у педагогов установились тесные контакты с Европой. Здесь рады новому партнерству, обмену опытом, расширению круга профессионального общения – годами исчисляется сотрудничество с профессурой Версальской консерватории и консерватории швейцарского Монтрё, французской фабрикой Selmer, одним из лидеров в производстве саксофонов.

Усадьба Охотниковых на Пречистенке

Родные стены

Для любого творческого человека, и в особенности для ребенка, важен сам антураж места, его энергетическое поле. Обстановка напрямую влияет на внутренний настрой, концентрацию, готовность к постижению нового, неизвестного. В этом отношении школе Мурадели повезло – ее учеников вдохновляют сами интерьеры бывшего барского дома Охотниковых, реконструированные в первой четверти XX века архитектором А. О. Таманяном. Любой, кто переступает порог этого величественного здания, остается под впечатлением, как от посещения хорошего музея. Бывший большой парадный зал, оформленный в стиле неоклассицизма, с портиком перед сценой, пилястрами, нишами, расписным плафоном по эскизам художников В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева, пристенными карнизами – все это располагает к творчеству – не по указке, но по велению души. В зале проходят экзамены и зачеты, но по своим акустическим параметрам он поспорит со многими камерными залами столицы – не случайно в свое время на этой сцене выступали Дмитрий Хворостовский, Николай Петров, солисты Большого театра и «Новой Оперы» и другие известные исполнители.

«Дух творчества чувствуется всеми, кто приходит к нам! У нас любят детей, любят музыку, любят звуки, которые раздаются из всех классов, – говорит Нателла Давидовна. – Недаром существует такое понятие – “гений места”. Говорят, что связь человека с местом его существования, эта связь загадочна, но очевидна. Недаром практически все наши выпускники, да и преподаватели, на вопрос, что для них школа, отвечают единодушно: “Это дом”. Для кого-то второй, для кого-то первый, а для кого-то и вся жизнь… Думается, что именно поэтому наши выпускники, ставшие музыкантами, стремятся к нам обратно, но уже в качестве педагогов. Воспоминания детства, наполненные любовью и теплотой, восторгом от первых побед и открытий, тем зарядом, который они получили когда-то, хочется передать следующим поколениям. И хочется надолго сохранить этот маленький волшебный оазис жизни в самом центре бурлящей, кипящей и постоянно меняющейся Москвы».

 

 

Руководитель малого симфонического оркестра К.В. Шмырев

 

А.М. Мартыненко, директор школы с 1982 по 2004 гг., с выпускниками

 

Старейший преподаватель школы Н.Ю. Флоровская с учениками

 

Детский камерный хор “Эхо”

 

Концертный зал школы имени В.И. Мурадели

 

Мстислав Ростропович с учащимися ДМШ №11. 1960-е

 

После рождественского концерта фортепианного отделения. 2018 год

 

После концерта струнного отдела. 1 ряд: И.М.Ерусалимская и К.В.Шмырёв

 

Юные саксофонисты школы после мастеркласса Профессора консерватории Монтрё Жан-Пьера Бараглиоли

 

Ансамбль скрипачей Квинта и руководитель Ерусалимская И.М. после выступления на “Фестивале Славянской музыки”

 


Дарья Златопольская,
телеведущая канала «Культура»

Детская музыкальная школа имени В. И. Мурадели может считаться одной из лучших в Москве, так как в ее стенах очень многое сделано для сохранения традиций советского и российского начального музыкального образования. Аналогов этой образовательной системы нет нигде в мире: вне зависимости от того, продолжит ли ребенок занятия на более высоком уровне или предпочтет другую профессиональную сферу, здесь ему помогают приобщиться к классической музыке. Это, конечно, формирует и индивидуальную культуру, но и национальную. Известно, что основатель математических олимпиад Андрей Колмогоров считал обязательным преподавать своим ученикам музыкальную грамоту и игру на фортепиано. Когда ребенок осваивает инструмент и слушает много хорошей классической музыки, это формирует личность, сознание, дает совершенно другой уровень восприятия в любой профессии. Поэтому сегодня так важно не терять наши традиции. Не так давно в школе Мурадели прошел фортепианный конкурс-фестиваль «Пречистенка приглашает!» Я была поражена высоким уровнем ребят, возникло желание многих из них пригласить в наш всероссийский телеконкурс юных талантов «Синяя птица». Огромная радость, что за сто лет школа сохранила и приумножила свои традиции. Я уверена, что каждый ребенок, который учится в школе Мурадели, будет всю жизнь вспоминать эти годы как радостные моменты встречи с музыкой и любви к ней. Как часто учебные учреждения пытаются, прививая дисциплину, муштровать ребят, часто ломая даже очень одаренных детей. Но здесь все иначе. Школьники выступают в зале невероятной красоты и знают, что каждый из педагогов всегда окажет им поддержку, сделает все, чтобы максимально раскрыть талант. Старейшины, которые праздновали в свое время пятидесятилетие школы, спасибо, что вы есть, и что вы так преданы этому месту! Поздравляю с уникальной датой!


Александр Кибовский,
руководитель Департамента культуры города Москвы

Когда мы отмечаем юбилей школы и мысленно переносимся на сто лет назад, то вспоминаем из курса отечественной истории, что это был один из самых трудных периодов для нашей страны: разруха, голод, пламя гражданской войны… Столицу только-только перенесли из Петрограда в Москву. На этом фоне в 1919 году в чудовищных внешних обстоятельствах принимается решение о создании одного из первых столичных учреждений музыкального творческого образования для детей – такой удивительной школы. Это очень важно, потому что для нас сегодня – это знак и символ, что никакие разрушительной силы события и неустроенность, возникающая как следствие социальных катаклизмов, не могут объяснить отсутствие внимания к творческому воспитанию наших будущих поколений. Программа мэра Москвы, реализуемая сейчас в городе – «Искусство – детям», как раз направлена на то, чтобы все творческие школы получили современные условия для работы. Это не значит, что должны быть переделаны все здания – вовсе нет. Тем более, что школа Мурадели находится в особняке XVIII века, и в этих стенах все вдохновляет и располагает к тому, чтобы сохранять традиции и развивать новые направления.

То, что школа носит имя Вано Мурадели, – также накладывает отпечаток. Дети, приходящие сюда, тоже проявляют интерес к личности этого композитора советской эпохи. Очень было правильно сказано, что музыка не имеет поколенческих ограничений, и она актуальна всегда… Когда звучит песня Мурадели «Бухенвальдский набат», это производит потрясающее впечатление в любой стране. Мощь этого произведения такая, что заставляет людей встать, неважно, к какой нации они принадлежат, на каких языках разговаривают и как до этого относились к событиям Второй мировой войны.


Григорий Левонтин,
директор ГАСО России имени Е. Ф. Светланова

В нашей семье бережно хранят воспоминания, связанные с учебой в школе Мурадели – это теплые, бесценные дни детства, самое первое знакомство с музыкой. Вместе с моей сестрой-близнецом меня отвели на скрипку. Я попал в класс к Ирине Борисовне Двоскиной, а сестру после затянувшихся колебаний и по советам преподавателей определили со следующего года на виолончель в класс Владимира Николаевича Анохина. Мне было очень интересно наблюдать за тем, какие очертания приобретает ее талант – красивая девочка, с незаурядными способностями, она была в первых рядах среди самых одаренных детей. Средняя моя сестра также среди выпускников школы Мурадели, она занималась на фортепиано.

Во втором классе, когда Ирина Борисовна ушла из школы, у меня сменилось несколько наставников. Какое-то время одним из них был Леонид Богатков, который вскоре начал играть в составе Госоркестра. Потом меня определили к Павлу Григорьевичу Болдуганову. Педагогический состав струнного отделения, и в особенности виолончельного, был очень крепкий – это и Н. Ю. Флоровская, и О. Е. Пахомова, и Б. Л. Краснопольская, и Г. Г. Шахалдян. Они поддерживали дружеские отношения с Мстиславом Ростроповичем, и маэстро часто появлялся в школе. Хорошо помню, как он репетировал с учащимися старших классов перед одним из выступлений в Колонном зале.

До шестого класса я еще не думал о выборе профессии – будет ли моя взрослая жизнь связана с музыкой. По-настоящему я втянулся, когда за плечами уже был опыт игры в школьном оркестре, ансамбле, а также в трио с сестрой и с пианисткой М. Гениной. Во времена моей учебы оркестр был одной из самых сильных сторон школы, я не мог с ним расстаться еще лет десять после выпуска.

Незабываемые мгновения связаны с выступлениями в Большом зале школы. Он в чем-то схож по своему архитектурному оформлению с Рахманиновским залом консерватории и также обладает превосходными акустическими свойствами. В моей памяти навсегда останется картинка, как я, первоклассник с крошечной скрипкой в руках, стою на этой огромной сцене, а за моей спиной – массивный потрет Петра Ильича Чайковского.

Уже в студенческие годы, когда брал уроки у Леонида Израилевича Полееса, концертмейстера вторых скрипок в Московском камерном оркестре (основатель и руководитель – Рудольф Баршай), не поверил, когда столкнулся с ним на одном из юбилейных концертов школы. Как выяснилось, он тоже там постигал азы музыкальной грамоты. Это место для многих стало по-настоящему родным. В том числе благодаря душевным качествам и мудрости учителей. Я не перестаю восхищаться мужеством тех педагогов, чье самоотрешенное служение продолжается в школе больше полувека. Это действительно уникальные люди, которые своим примером показывают, как надо относиться к профессии музыканта.

Мстислав Ростропович, Рая Левонтин, Андрей Спиридонов и Оля Поросятникова
В гостях у Вебера События

В гостях у Вебера

В «Новой Опере» представили концерт из сочинений немецкого композитора

Переходная зона События

Переходная зона

В Московской филармонии продолжается цикл «Весь Стравинский»

Сказка квартетных странствий События

Сказка квартетных странствий

Солисты OpensoundOrchestra сыграли первый концерт нового цикла

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича