Эта дата – лишь повод вспомнить наследие писателя, который считается самым загадочным и самым многоликим в русской литературе. Сатирик и мистик, реалист и религиозный проповедник, чья жизнь и смерть обросли анекдотами и легендами.
Идея рождения такой программы принадлежит Вере Таривердиевой, директору калининградского Кафедрального собора, с которой она пришла к творческому дуэту – органистки и музыкальному критику Евгении Кривицкой и режиссера, актера Петра Татарицкого.
«Это досье, это “дело” на каждого из нас. Это современно – Гоголь, Достоевский, Пушкин. Это классика, в которой колоссальные аллюзии на сегодняшний день», – считает Петр Татарицкий, сделавший оригинальный сценарий-коллаж по произведениям Гоголя. В качестве музыкальной основы была выбрана «Гоголь-сюита» Шнитке, а также на пьесы из балетных партитур «Анюта» В.Гаврилина, «Девушка и смерть» М. Таривердиева, «Тройка» Г. Свиридова. В этой музыке, как и в текстах Гоголя, переплетены лирика и гротеск, в ней сталкиваются романсовость и танцевальность, подчеркиваемая колоритом звучания Калининградского областного оркестра русских народных инструментов под управлением художественного руководителя Андрея Степаненко.
В центре композиции – мировая премьера сочинения «Лабарданс!» для чтеца, органа и оркестра русских народных инструментов современного российского композитора Анжелики Комиссаренко, созданного специально для этой программы. «Ткань сочинения “Лабарданс!” состоит из разнохарактерных миниатюр, подчинённых настроению текста. Здесь важен и сам образ великого русского писателя-мистика Николая Гоголя и сатирически выстроенные персонажи пьесы “Ревизор”. Декламатор – артист-чтец, орган и оркестр соединяются в единое целое и образуют феерию, наполненную разнообразными смыслами, проявленными как в словах, так и в музыке», – комментирует автор.
В концерте-спектакле «Гоголь. Ревизские сказки» сквозь портретные зарисовки знаменитых героев – Чичикова, Хлестакова – проглядывает птичий профиль самого Гоголя, размышляющего о жизни, о музыке, о России.