За шесть лет руководства Филармоническим оркестром Осло дирижер Василий Петренко создал коллектив мирового уровня, который успешно гастролирует и выпускает диски. В числе недавних, к примеру, – запись музыки Скрябина на лейбле Lawo Classics. Свежий релиз русско-норвежского союза, осуществленный на той же платформе, посвящен двум известнейшим сочинениям Рихарда Штрауса – «Так говорил Заратустра» и «Жизнь героя». Две последние симфонические поэмы немецкого романтика подводят итог его десятилетней работе в этом жанре и вместе с тем обобщают достижения программного симфонизма. Сложная философская концепция поэмы «Так говорил Заратустра», возникшая под впечатлением одноименной книги Ницше, весьма трудна и для исполнения: Штраус расширяет оркестр до четверного состава, вводит колокола и орган. «Жизнь героя» – еще куда больший исполин, произведение длится почти сорок пять минут. На сегодняшний день обе поэмы активно звучат на российских и зарубежных сценах, а о популярности и узнаваемости заглавной темы «Заратустры» и вовсе говорить не приходится.
«Так говорил Заратустра» и «Жизнь героя» Василий Петренко интерпретирует в лучших традициях позднеромантической, послевагнеровской музыки. Предельная экзальтированность струнных с не менее выразительными высказываниями духовых, неторопливо разворачивающееся, полное внутреннего напряжения повествование создает ощущение почти эсхатологической катастрофы и внутренней надломленности одинокой личности. Выбирая более спокойный темп в «Заратустре» (по сравнению, скажем, с эталонной записью Караяна и Венского филармонического оркестра), худрук норвежского оркестра добивается удивительной взаимосвязанности, нерасторжимости контрастных эпизодов поэмы. Мощные кульминации и внезапные спады, в которых каждая группа инструментов предстает сбалансированно и стройно, оркестр подает в каком-то смысле «по-русски», «на разрыв души», и от этого ницшеанские идеи начинают угасать, уходя в небытие подобно заключительному пианиссимо виолончелей и контрабасов.
«Жизнь героя», как ни странно, почти лишена героических размахов и ожидаемого пафоса. На записи Lawo Classics поэма словно сбрасывает с себя программный «груз» и обнажает подлинно лирическую сторону, которая сохраняется вплоть до эпизода «битвы». Переклички деревянно-духовых, грациозное скрипичное соло, виртуозное глиссандо арф оркестру удается показать в сказочно-романтическом ключе, близком музыке ранних романтиков – Мендельсона и Вебера. Дирижер искусно переплетает «бесконечные мелодии» Штрауса, бережно подчеркивая гармонические краски и обращая внимание на малейшие тональные изменения.
Новый релиз Филармонического оркестра Осло заслуживает самой высокой оценки и, безусловно, заинтересует не только знатоков музыки Штрауса и немецкого романтизма, но и ценителей качественных, творческих звукозаписей классической музыки. Впрочем, в скором времени релиз можно будет сравнить и послушать в определенном контексте: Василий Петренко представит на дисках все симфонические поэмы Штрауса.