В Музее-усадьбе «Ивановка»
Российский национальный оркестр во главе с художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетневым осуществили уникальный проект: Первый фестиваль Сергея Рахманинова в Музее-усадьбе «Ивановка». Событие года!
«Наш приезд в Ивановку, – сказал Михаил Плетнев, – нечто совершенно новое и особенное, потому что впервые мы проведем фестиваль в священном для любого музыканта месте – там, где Рахманиновым были созданы лучшие сочинения. К концертам мы готовились с трепетом и огромным энтузиазмом и сделали все возможное, чтобы фестиваль отвечал самым высоким требованиям взыскательной публики. Надеюсь, что он станет не только яркой страницей в истории РНО, но и подарит незабываемые впечатления всем поклонникам творчества Сергея Рахманинова».
Это святое место, Ивановка, находится на юге Тамбовской области. Дворянская усадьба до революции принадлежала семье Сатиных (тетке Рахманинова), затем была куплена самим композитором. С этим местом была связана его юность и молодость, события творческой и личной жизни. Там он проводил многие месяцы весной, летом и осенью. В Ивановке он женился на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной и там родились его дочери Ирина и Татьяна.
Разрушенная полностью во время революции и во время Гражданской войны усадьба постепенно восстанавливалась на протяжении 1970–90 х годов благодаря энтузиазму, неутомимой и целенаправленной деятельности Александра Ивановича Ермакова. Уже восстановлены барский дом и флигель, где находился кабинет Рахманинова (самая маленькая и скромная комната во всем доме с роялем, на котором играл Сергей Васильевич), беседки, качели, дворовая изба, иными словами, вся усадьба с изумительным по красоте парком, с кустами сирени именно тех сортов и в тех местах, где они росли при Рахманинове. Поэтичная, пересеченная местность парка, с прудами, водоемами, лужайками и двумя фруктовыми садами, украшенная многочисленными клумбами цветов, оставляет у посетителей неизгладимое впечатление. А когда этот парк наполняется звуками музыки, то ощущение, которое охватывает вас, передать просто невозможно.
Благодаря особой просветительской концепции Музея-усадьбы, которую отстаивает и осуществляет Ермаков, здесь всегда звучит музыка. Постоянно организуются камерные концерты в самом особняке или на открытых площадках, где выступали многие пианисты старшего и молодого поколений: Николай Петров, Михаил Плетнев, Николай Луганский, Александр Покидченко, Андрей Коробейников, Георгий Громов, Константин Лапшин и многие другие). Ермаков опекает молодежь всех музыкальных колледжей и училищ близлежащих городов, предоставляя право играть на любом рояле (а их на территории усадьбы не менее шести) в любое время дня и ночи. В разных уголках парка можно слышать и пение, и скрипку, и флейту, и любой другой инструмент. Усадьба всегда наполнена звуками. Удивительный музей! Это место много значило для Рахманинова. Известны его слова: «В Ивановку я всегда стремился. Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь».
Фестиваль с участием большого симфонического оркестра и хора – начинание грандиозное. «Его с нетерпением ждали все, кто увлечен музыкальным искусством, – сказал Александр Ермаков, – кому небезразличны пути его развития, кто получает удовольствие от встречи с прекрасной музыкой и талантливыми исполнителями».
Проект фестиваля потребовал от его вдохновителя Михаила Плетнева, организаторов – Александра Ермакова и целой музейной команды – и музыкантов-исполнителей настоящего энтузиазма. Нужно было соорудить на открытом воздухе сцену под навесом, защищенную от ветра и дождя, в саду организовать «зал», рассчитанный по меньшей мере человек на 500. Оркестранты согласились играть на весьма сложных для них условиях: приехав утром из Москвы в Тамбов и вечером дав концерт в Ивановке, им приходилось сразу же возвращаться в Москву. К тому же проделать этот путь нужно было дважды – для открытия и закрытия фестиваля.
С 15 по 21 июня усадьба была заполнена многочисленной публикой, не побоявшейся ни долгой дороги, ни дождя, ни ветра. Гости прибывали и утром, и в ночь накануне концерта, приезжали с семьями, с детьми, на автобусах, на машинах. Все четыре концерта фестиваля прошли при полных аншлагах. Значит, публика нашей российской глубинки жаждет настоящего искусства, оно ей просто необходимо. РНО и Михаил Плетнев подарили слушателям незабываемый праздник музыки!
Программы четырех концертов были разнообразны и очень насыщены. На открытии фестиваля прозвучали Второй фортепианный концерт в интерпретации пианиста Вазгена Вартаняна и Тарантелла Рахманинова (из Второй сюиты для фортепиано: переложение для фортепиано с оркестром сделал тот же Вартанян), и опера Рахманинова «Алеко» в концертном исполнении с участием РНО под управлением Плетнева, Хора Академии хорового искусства имени В. Попова. Солистами выступили Дмитрий Орлов (Алеко), Анастасия Кикоть (Земфира), Игорь Морозов (Молодой цыган), Олег Диденко (Старик).
Второй концерт (камерной музыки) включал Элегическое трио, Пять пьес для скрипки и фортепиано, Andante из Сонаты для виолончели и фортепиано Рахманинова, трио «Памяти великого художника» Чайковского в исполнении солистов РНО: Алексея Бруни, Александра Готгельфа и Леонида Огринчука. Третий концерт был посвящен русским романсам – Римского-Корсакова, Танеева, Рахманинова в исполнении Ульяны Алексюк (сопрано) и Артема Гришаева (фортепиано).
Кульминацией фестиваля, как и должно, стал его финал. В программе – Третий фортепианный концерт и Вторая симфония Рахманинова. Солировал Николай Луганский, а за дирижерский пульт вновь стал Михаил Плетнев.
Надо сказать, что Ивановка находится вдали от железных дорог и автобусных маршрутов и добираться туда непросто. Впечатляющим был второй приезд Михаила Васильевича на… вертолете, которым он сам управлял! Впечатляющей была репетиция – под проливным дождем и при пронзительном ветре. Казалось, что концерт может сорваться из-за непогоды, но небо смиловалось, и к началу концерта, в 17 часов засияло солнце и парковый «зал» до отказа заполнился слушателями.
Эта земля специально создана для того, чтобы на ней звучала музыка. Поразительная акустика в парке давала возможность слышать концерт едва ли не в любой точке. Исполнение Луганского было особенно вдохновенным. Рояль фирмы Kawai (который специально для пианиста доставили из Москвы) звучал превосходно, четко, ясно. Все прослушивалось до мельчайших деталей. Можно было забыть, что концерт на открытом воздухе. Оркестр под управлением Плетнева чутко сопровождал солиста, полностью подчиняясь его интерпретации, может быть, даже слишком оставаясь в тени. Контрапунктом накладывались лишь пение птиц и легкий шелест листьев деревьев. Кстати, это нисколько не мешало слушателям, даже, напротив, создавало особую атмосферу – ту, в которой Рахманинов сочинял музыку, гуляя по парку.
Вторая симфония. Здесь оркестр развернулся в полную силу. Зазвучала сама природа тамбовского края, его безграничные степи, холмы, перелески, окруженные лентами рек. Сразу вспомнились слова, сказанные некогда Михаилом Плетневым: «Чтобы по-настоящему понять Рахманинова, необходимо побывать в Ивановке».
Можно себе представить, с какой отдачей дирижировал маэстро, чей проект осуществился, и с какой легкостью оркестранты следовали за ним. Меня поразила удивительная прозрачность, ясность фактуры оркестра, словно наполненного воздухом этого края, рельефность всех линий, прекрасные соло, будь то английского рожка, скрипки, флейты или любого другого инструмента. И еще, конечно, всегда впечатляет у Плетнева и РНО (визитная карточка оркестра) полная свобода в агогике и неправдоподобная слитность звучания, словно играет «на оркестре» один музыкант.
Пожеланием М. Плетнева было продолжить это замечательное начинание, сделать Фестиваль Сергея Рахманинова в Музее-усадьбе «Ивановка» ежегодным.
… и в Одессе
Первый международный музыкальный фестиваль под названием Black SEA MUSIC FEST, посвященный Сергею Рахманинову, прошел в Одессе практически в те же дни, что и в Ивановке. Он был задуман год назад, когда ничто не предвещало трагических событий наших дней. Вдохновитель и художественный руководитель фестиваля – главный дирижер Одесского Национального филармонического оркестра Хобарт Эрл, несмотря на очень сложные времена, не отступился от своей идеи и мужественно довел начатое дело до конца. «Я верю, – сказал он, – что в тяжелые моменты жизни музыка способна поднимать дух и объединять людей».
Ожидания публики оправдались. Фестиваль прошел на высоком художественном уровне, доставив слушателям эмоции особого рода. Три дня в июне в зале Одесской филармонии звучала музыка Рахманинова. Не могу не отметить важный факт дружеского участия Музея-усадьбы «Ивановка» в одесском фестивале: Александр Ермаков прислал уникальные материалы для фотовыставки о жизни и творчестве Рахманинова, которые были размещены в фойе перед залом.
На открытии фестиваля в оркестровой редакции прозвучал «Вокализ» Рахманинова и опера «Алеко» в концертном исполнении (как и в Ивановке). Программа следующего дня включала Второй концерт (пианист Р. Мурадов) и «Симфонические танцы» Рахманинова. В двух концертах за пультом стоял Хобарт Эрл. Без преувеличения могу сказать, что в Одессе – замечательный оркестр и замечательный дирижер. Американец Хобарт Эрл около 20 лет работает с одесским оркестром, добившись исключительных результатов. Очень сильное впечатление произвели «Симфонические танцы» под его управлением.
Молодой пианист Р. Мурадов – аспирант Московской консерватории, лауреат международных конкурсов – произвел хорошее впечатление полной свободой владения инструментом, естественной фразировкой и виртуозным блеском.
Главным событием одесского фестиваля стал третий вечер. Программа и здесь совпала с программой заключительного концерта в Ивановке: Третий концерт для фортепиано с оркестром и Вторая симфония.
Одесская публика финала фестиваля ждала с особым нетерпением, ибо за дирижерский пульт должен был встать Михаил Плетнев. Для исполнения Третьего концерта пригласили Константина Лапшина, выпускника Московской консерватории, лауреата международных конкурсов, ныне докторанта Королевского колледжа в Лондоне. Волнений вокруг этого концерта было немало: согласится ли в столь сложной обстановке прибыть Плетнев, сможет ли прилететь из Лондона Лапшин? Ведь он всего лишь за две недели до концерта получил приглашение из Одессы (запланированный ранее пианист из США В. Кулешов в итоге участвовать отказался). Но все сложилось наилучшим образом. Прилетели и Плетнев, и Лапшин.
Симфонию оркестранты под управлением Плетнева исполняли с видимым энтузиазмом. Видно было, что оркестр маэстро понравился, и он добивался от него всего, чего хотел.
Порадовала сочность звучания одесского оркестра, насыщенные яркие кульминации, экспрессивная кантилена широкого дыхания в гибких долгих линиях, прекрасно сбалансированные оркестровые группы. Не подвела и медь, безукоризненная в сольных выступлениях и в ансамблях. Симфония была исполнена с огромным успехом.
Успех сопровождал и выступление Константина Лапшина с Третьим концертом Рахманинова. Это была тонкая интерпретация, поэтичная и одухотворенная, без лишнего грохота, без демонстрации стальной, чеканной техники. Пианист покорил зал своим пленительным звуком, искренней задушевной интонацией, целостностью интерпретации, Порадовал его ансамбль с оркестром, который, без преувеличения, можно назвать идеальным. Дирижер чутко улавливал все агогические оттенки, с которыми играл Лапшин. Понравилось и то, что пианист явно чувствовал себя частью оркестрового коллектива, в лирических темах деликатно уступая место солирующим духовым, эхом отвечавшим звукам рояля.
Этот концерт подтвердил простую истину: у искусства нет границ и нет вражды. Американский дирижер Хобарт Эрл с радостью принимал у себя русского коллегу Михаила Плетнева, который также с радостью отдавался музыке, чувствуя полный контакт с украинскими музыкантами.