Haydn 2032, Vol. 7: <br>Gli impresari <br>Kammerorchester Basel <br>Giovanni Antonini <br>Alpha <br>CD Релизы

Haydn 2032, Vol. 7:
Gli impresari
Kammerorchester Basel
Giovanni Antonini
Alpha
CD

У нас о юбилеях часто вспоминают накануне, а команда проекта «Haydn 2032» пять лет назад начала готовиться к грядущему в 2032 году 300-летию со дня рождения Гайдна. Каждый диск серии (в феврале вышел 7-й) – встреча с гением, будоражащая ум и сердце, наполняющая смыслом штампы типа «отец симфонии и квартета». Гайдн вдруг оказывается живым – затейником, экспериментатором, человеком больших страстей и превосходным мастером оркестра, предвосхитившим многие открытия следующих столетий.

Цель проекта – не просто записать все 107 симфоний венского классика, а включить их в культурный контекст, который составляют сочинения Глюка, Моцарта, Чимарозы, В. Ф. Баха и других современников. Музыкальную часть проекта возглавляет Джованни Антонини, чей темперамент в сочетании с перфекционизмом очень подходит музыке Гайдна. Блистательная игра Базельского камерного оркестра и ансамбля Il Giardino Armonico под его управлением – половина успеха. Вторая половина – концепция: это не банальная антология, а исследование картины жизни и страстей человека, отраженной в гайдновских симфониях, поэтому группируются они не хронологически, а тематически, открывая слушателям новую перспективу.

Начав с захватывающего альбома «La Passione», к седьмому выпуску музыканты добрались до театральной темы, ведь целый ряд симфоний Гайдн переработал из своей музыки для театра. На диске «Gli impresari» таких две – №№ 65, 67; еще одна, № 9, вдохновлена итальянскими комедиантами. Истории сочинений рассказаны в буклете (увлекательной выжимке из научных исследований) и дают ключ к пониманию музыкальных особенностей: например, почему в конце Adagio Симфонии № 67 струнные играют con legno, в трио Менуэта звучит причудливый дуэт двух скрипок, каждая из которых играет на одной струне, а в финальное Allegro врезается гигантский медленный эпизод. Вообще за исполнением симфоний Гайдна очень интересно следить на концерте, ведь почти все они – инструментальный театр, однако Антонини из тех дирижеров, чьи записи не теряют мощи «живого» воздействия.

Соседство театральных симфоний Гайдна с театральным опусом Моцарта дает неожиданно сильный эффект. Первые аккорды «Тамоса, царя Египта» (не «Дон Жуана», не Реквиема!) буквально сотрясают уютную гайдновскую вселенную, к которой мы успели привыкнуть, и наглядно демонстрируют, почему музыка Моцарта производила на современников такое неизгладимое впечатление.

«Haydn 2032» – первая запись всех симфоний Гайдна на исторических инструментах, сделанная с учетом новых знаний об исполнительском стиле, полученных за последние тридцать лет. Музыковед Кристиан Мориц-Бауэр с восторгом рассказывает в буклете, что уже сейчас, когда диск записан, он продолжает открывать новые детали в истории сочинений. Впрочем, каждый диск серии «Haydn 2032» – открытие, которое вызывает неизменный восторг и желание поскорее продолжить знакомство с удивительным миром симфоний Гайдна.