Мунк и музыка События

Мунк и музыка

Завершился  IV Международный фестиваль камерной музыки Vivarte, организованный культурно-благотворительным фондом Иветы и Тамаза Манашеровых «U-Art: Ты и искусство» совместно с Государственной Третьяковской галереей.

Vivarte изначально задумывался как площадка, на которой «здесь и сейчас» синтезируются несколько видов искусства: музыка, живопись и литература. Этой идее отвечает выбор места проведения – Врубелевский зал Третьяковки с выставляемыми во время концертов картинами, схожими по духу и настроению с музыкой. В нынешнем году фестиваль посвятили Эдварду Мунку, работы которого до середины лета экспонируются в музее, а также русско-скандинавским культурным связям конца XIX – начала XX века.

Творчество экспрессиониста Мунка с господствующими в нем темами смерти и одиночества оказало влияние не только на эпоху модерна, но и на последующее изобразительное искусство. Концерты Vivarte обрамляли картины русских живописцев, художественные особенности которых родственны творчеству Мунка и скандинавской живописи в целом. О перекличках конкретных полотен с картинами знаменитого норвежца и звучащими музыкальными произведениями рассказывали эксперты галереи.

Борис Андрианов не скрывает своего особого отношения к Скандинавии: здесь он любит путешествовать и здесь живут его друзья-единомышленники – их-то он и пригласил в Москву. Помимо норвежцев и датчан, в насыщенной фестивальной неделе приняли участие исполнители из Австрии, Великобритании, Израиля и даже Канады.

Хотя северные страны дали не так много композиторов первого ряда, скандинавского колорита вполне хватило на весь фестиваль. В первый же день были исполнены Виолончельная соната Эдварда Грига и Соната для альта и фортепиано его последователя Арнльота Хельдоса – автора, едва ли знакомого нашему слушателю. Программу удачно дополнили Первый фортепианный квартет Моцарта и Серенада до мажор для скрипки, альта и виолончели «венгерского Брамса» Эрнё Донаньи. Идею русско-норвежских связей блистательно воплотил исполнительский ансамбль, в котором объединились Борис Андрианов и Сергей Догадин (скрипка), Ларс Андерс Томтер (альт) и Кристиан Иле Хадланд (фортепиано). Удивило их мастерство ансамблевой игры, очаровало невероятно светлое и легкое исполнение Моцарта и Донаньи. Но особенное впечатление оставил Иле Хадланд, который, видимо, буквально воспринял мысль о синтезе музыки и живописи. В его пианистическом искусстве прежде всего поражает виртуозное использование красочных возможностей инструмента; пианист будто рисовал северные пейзажи с их фьордами и струящейся водой, запечатленные в музыке норвежских композиторов. В этом плане Виолончельная соната Грига, исполненная Хадландом совместно с Андриановым, вполне могла составить конкуренцию живописным полотнам.

Итамар Голан, Юлиан Рахлин, Сара Макелрави, Борис Андрианов

Второй день фестиваля стал звездным часом для гостей из Дании – Духового квинтета имени К. Нильсена. Увы, но для России традиция ансамблевой игры на духовых инструментах и, тем более, такое мастерство в этой области – большая редкость. Поэтому вдвойне интересно было услышать сделанные специально для квинтета переложения «Праздничной увертюры» Шостаковича и Сюиты № 2 из балета «Жар-птица» Стравинского. Но самое большое впечатление произвело блистательное исполнение Квинтета для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны Нильсена.

Поменяв стиль и эпоху, Vivarte продолжился выступлением барочного ансамбля La Voce Strumentale. Худрук и дирижер коллектива, скрипач и певец Дмитрий Синьковский придумал программу под названием «Бах в белом». Это продолжение и одновременно антитеза ранее записанному альбому «Bach in Black», в который вошли минорные произведения И. С. Баха. В качестве «мажоров» выбрали арии из кантат BWV 54, 170, 147 и Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо ми мажор. Оригинальный концепт дополнили редкие опусы Иоганна Пфайффера и Карла Филиппа Эммануэля. Норвежская гамбистка Хенрике Рюннинг, впервые игравшая в России, исполнила ля-мажорный концерт для виолы да гамба, двух скрипок и бассо континуо И. Пфайффера. Барочная красота и мастерство самой исполнительницы были несколько подпорчены неудавшимся балансом между ансамблем и солисткой: звуковой натиск наших музыкантов не позволял внятно высказаться тихому и скромному старинному инструменту. Неоднозначное впечатление быстро сгладил Дмитрий Синьковский. Виртуозно и вдохновенно отыграв си-бемоль мажорный Концерт для скрипки Г. Ф. Телемана (TWV 51: B1), он тут же продемонстрировал свой красивый, свободно льющийся контратенор в сложнейших ариях Баха. Знаменитый хорал «Иисус остается моей радостью» из кантаты BWV 147 вокалист спел на бис после овации зала.

На середину фестиваля выпал рецитал когда-то нашей соотечественницы, а теперь британско-израильской пианистки Екатерины Апекишевой. Ее сильные стороны – совершенное владение фортепиано и прекрасный музыкальный вкус. В сложной и неординарной программе тонкие и одновременно бунтарские «Мимолетности» Прокофьева сочетались с поэтичными «Экспромтами» Шуберта. Трагическую экспрессию сонаты «Zulice, 1. X.05» Яначека, посвященной событиям в Брно 1 октября 1905 года, оттенила грациозная Соната ми-бемоль мажор Гайдна. Завершали концерт Этюды-картины № 6 и № 9 ор. 39 Рахманинова, сыгранные виртуозно и ярко; но пианистка утяжелила их выпуклостью штрихов и акцентов, свойственной скорее не Рахманинову, а Прокофьеву. Бисировала Апекишева лиричной пьесой «Ромео и Джульетта перед разлукой», тем самым закольцевав концерт прокофьевской темой.

Участники Духового квинтета имени Карла Нильсена: Кенни Оберг Ларсен, Магнус Кок Йенсен, Николай Эгхорст

Следующие два вечера вновь были отданы камерно-ансамблевой музыке. К Борису Андрианову присоединились пианист Итамар Голан (Израиль), скрипачи Юлиан Рахлин (Австрия) и Чарли Сием (Великобритания–Норвегия), альтистка Сара Макелрави (Канада). Стилевой охват – Моцарт, Брамс, Дворжак, Григ, Глиэр и Шостакович. Чарли Сием и Итамар Голан порадовали яркой интерпретацией Сонаты № 3 для скрипки и фортепиано Грига, а драматичный Фортепианный квинтет Шостаковича, с пронзительными первой и второй частью и знаменитым скерцо, стал настоящим откровением.

Чарли Сием: Мне не безразлично, где и что я исполняю

И, наконец, «Музыкальный променад», который традиционно проводится в последний день фестиваля. Помимо двора Инженерного корпуса Третьяковки, были задействованы две новые площадки – двор Башмет-Центра и двор Дома С. В. Рахманинова. Получилась не просто музыкальная прогулка, но настоящий парад разных исполнителей: Российский квартет саксофонистов, ансамбль «Русский Ренессанс», а также юная певица Полина Стембольская, которая познакомила слушателей с песнями композитора Андрея Зеленского. Завершился променад, уже под крышей Инженерного корпуса, программой «Satie’s-fiction» («Сати-видения»), представленной гитаристом-виртуозом Дмитрием Илларионовым и ансамблем солистов, включая Бориса Андрианова и пианиста Филиппа Копачевского. Илларионов выступил не только как автор идеи, но также как дирижер, композитор и, разумеется, солист, который вновь поразил искуснейшим владением инструментом и умением извлекать из него невиданные тембровые богатства. В основе «Видений», помимо Сати, – произведения современных отечественных минималистов: Павла Карманова, Антона Танонова, Любови Терской, Алексея Айги, Анны Друбич, Андрея Зеленского. Их связывали между собой импровизации Илларионова на основе музыки французского композитора (Satie-nade – по аналогии с Promenade из «Картинок с выставки» Мусоргского). Важную роль в партитуре «Satie’s-fiction» сыграл мультимедийный компонент: Алексей Чой создавал проекцию в режиме реального времени (генеративное видео).

Vivarte – относительно молодой фестиваль. Однако он уже не просто стал востребованной столичной площадкой, но нашел свою нишу в концертной жизни: здесь выдающиеся исполнители вновь открывают для публики сокровища камерной музыки, которая сейчас, к сожалению, утратила былое значение. Борис Андрианов настроен оптимистично – ведь, по его словам, «камерная музыка – бесконечна».