Мунк и музыка События

Мунк и музыка

Завершился  IV Международный фестиваль камерной музыки Vivarte, организованный культурно-благотворительным фондом Иветы и Тамаза Манашеровых «U-Art: Ты и искусство» совместно с Государственной Третьяковской галереей.

Vivarte изначально задумывался как площадка, на которой «здесь и сейчас» синтезируются несколько видов искусства: музыка, живопись и литература. Этой идее отвечает выбор места проведения – Врубелевский зал Третьяковки с выставляемыми во время концертов картинами, схожими по духу и настроению с музыкой. В нынешнем году фестиваль посвятили Эдварду Мунку, работы которого до середины лета экспонируются в музее, а также русско-скандинавским культурным связям конца XIX – начала XX века.

Творчество экспрессиониста Мунка с господствующими в нем темами смерти и одиночества оказало влияние не только на эпоху модерна, но и на последующее изобразительное искусство. Концерты Vivarte обрамляли картины русских живописцев, художественные особенности которых родственны творчеству Мунка и скандинавской живописи в целом. О перекличках конкретных полотен с картинами знаменитого норвежца и звучащими музыкальными произведениями рассказывали эксперты галереи.

Борис Андрианов не скрывает своего особого отношения к Скандинавии: здесь он любит путешествовать и здесь живут его друзья-единомышленники – их-то он и пригласил в Москву. Помимо норвежцев и датчан, в насыщенной фестивальной неделе приняли участие исполнители из Австрии, Великобритании, Израиля и даже Канады.

Хотя северные страны дали не так много композиторов первого ряда, скандинавского колорита вполне хватило на весь фестиваль. В первый же день были исполнены Виолончельная соната Эдварда Грига и Соната для альта и фортепиано его последователя Арнльота Хельдоса – автора, едва ли знакомого нашему слушателю. Программу удачно дополнили Первый фортепианный квартет Моцарта и Серенада до мажор для скрипки, альта и виолончели «венгерского Брамса» Эрнё Донаньи. Идею русско-норвежских связей блистательно воплотил исполнительский ансамбль, в котором объединились Борис Андрианов и Сергей Догадин (скрипка), Ларс Андерс Томтер (альт) и Кристиан Иле Хадланд (фортепиано). Удивило их мастерство ансамблевой игры, очаровало невероятно светлое и легкое исполнение Моцарта и Донаньи. Но особенное впечатление оставил Иле Хадланд, который, видимо, буквально воспринял мысль о синтезе музыки и живописи. В его пианистическом искусстве прежде всего поражает виртуозное использование красочных возможностей инструмента; пианист будто рисовал северные пейзажи с их фьордами и струящейся водой, запечатленные в музыке норвежских композиторов. В этом плане Виолончельная соната Грига, исполненная Хадландом совместно с Андриановым, вполне могла составить конкуренцию живописным полотнам.

Итамар Голан, Юлиан Рахлин, Сара Макелрави, Борис Андрианов

Второй день фестиваля стал звездным часом для гостей из Дании – Духового квинтета имени К. Нильсена. Увы, но для России традиция ансамблевой игры на духовых инструментах и, тем более, такое мастерство в этой области – большая редкость. Поэтому вдвойне интересно было услышать сделанные специально для квинтета переложения «Праздничной увертюры» Шостаковича и Сюиты № 2 из балета «Жар-птица» Стравинского. Но самое большое впечатление произвело блистательное исполнение Квинтета для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны Нильсена.

Поменяв стиль и эпоху, Vivarte продолжился выступлением барочного ансамбля La Voce Strumentale. Худрук и дирижер коллектива, скрипач и певец Дмитрий Синьковский придумал программу под названием «Бах в белом». Это продолжение и одновременно антитеза ранее записанному альбому «Bach in Black», в который вошли минорные произведения И. С. Баха. В качестве «мажоров» выбрали арии из кантат BWV 54, 170, 147 и Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо ми мажор. Оригинальный концепт дополнили редкие опусы Иоганна Пфайффера и Карла Филиппа Эммануэля. Норвежская гамбистка Хенрике Рюннинг, впервые игравшая в России, исполнила ля-мажорный концерт для виолы да гамба, двух скрипок и бассо континуо И. Пфайффера. Барочная красота и мастерство самой исполнительницы были несколько подпорчены неудавшимся балансом между ансамблем и солисткой: звуковой натиск наших музыкантов не позволял внятно высказаться тихому и скромному старинному инструменту. Неоднозначное впечатление быстро сгладил Дмитрий Синьковский. Виртуозно и вдохновенно отыграв си-бемоль мажорный Концерт для скрипки Г. Ф. Телемана (TWV 51: B1), он тут же продемонстрировал свой красивый, свободно льющийся контратенор в сложнейших ариях Баха. Знаменитый хорал «Иисус остается моей радостью» из кантаты BWV 147 вокалист спел на бис после овации зала.

На середину фестиваля выпал рецитал когда-то нашей соотечественницы, а теперь британско-израильской пианистки Екатерины Апекишевой. Ее сильные стороны – совершенное владение фортепиано и прекрасный музыкальный вкус. В сложной и неординарной программе тонкие и одновременно бунтарские «Мимолетности» Прокофьева сочетались с поэтичными «Экспромтами» Шуберта. Трагическую экспрессию сонаты «Zulice, 1. X.05» Яначека, посвященной событиям в Брно 1 октября 1905 года, оттенила грациозная Соната ми-бемоль мажор Гайдна. Завершали концерт Этюды-картины № 6 и № 9 ор. 39 Рахманинова, сыгранные виртуозно и ярко; но пианистка утяжелила их выпуклостью штрихов и акцентов, свойственной скорее не Рахманинову, а Прокофьеву. Бисировала Апекишева лиричной пьесой «Ромео и Джульетта перед разлукой», тем самым закольцевав концерт прокофьевской темой.

Участники Духового квинтета имени Карла Нильсена: Кенни Оберг Ларсен, Магнус Кок Йенсен, Николай Эгхорст

Следующие два вечера вновь были отданы камерно-ансамблевой музыке. К Борису Андрианову присоединились пианист Итамар Голан (Израиль), скрипачи Юлиан Рахлин (Австрия) и Чарли Сием (Великобритания–Норвегия), альтистка Сара Макелрави (Канада). Стилевой охват – Моцарт, Брамс, Дворжак, Григ, Глиэр и Шостакович. Чарли Сием и Итамар Голан порадовали яркой интерпретацией Сонаты № 3 для скрипки и фортепиано Грига, а драматичный Фортепианный квинтет Шостаковича, с пронзительными первой и второй частью и знаменитым скерцо, стал настоящим откровением.

Чарли Сием: Мне не безразлично, где и что я исполняю

И, наконец, «Музыкальный променад», который традиционно проводится в последний день фестиваля. Помимо двора Инженерного корпуса Третьяковки, были задействованы две новые площадки – двор Башмет-Центра и двор Дома С. В. Рахманинова. Получилась не просто музыкальная прогулка, но настоящий парад разных исполнителей: Российский квартет саксофонистов, ансамбль «Русский Ренессанс», а также юная певица Полина Стембольская, которая познакомила слушателей с песнями композитора Андрея Зеленского. Завершился променад, уже под крышей Инженерного корпуса, программой «Satie’s-fiction» («Сати-видения»), представленной гитаристом-виртуозом Дмитрием Илларионовым и ансамблем солистов, включая Бориса Андрианова и пианиста Филиппа Копачевского. Илларионов выступил не только как автор идеи, но также как дирижер, композитор и, разумеется, солист, который вновь поразил искуснейшим владением инструментом и умением извлекать из него невиданные тембровые богатства. В основе «Видений», помимо Сати, – произведения современных отечественных минималистов: Павла Карманова, Антона Танонова, Любови Терской, Алексея Айги, Анны Друбич, Андрея Зеленского. Их связывали между собой импровизации Илларионова на основе музыки французского композитора (Satie-nade – по аналогии с Promenade из «Картинок с выставки» Мусоргского). Важную роль в партитуре «Satie’s-fiction» сыграл мультимедийный компонент: Алексей Чой создавал проекцию в режиме реального времени (генеративное видео).

Vivarte – относительно молодой фестиваль. Однако он уже не просто стал востребованной столичной площадкой, но нашел свою нишу в концертной жизни: здесь выдающиеся исполнители вновь открывают для публики сокровища камерной музыки, которая сейчас, к сожалению, утратила былое значение. Борис Андрианов настроен оптимистично – ведь, по его словам, «камерная музыка – бесконечна».

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории