С уверенностью можно сказать, что в этой декаде мир переживает бум музыкальных фестивалей. Из развлечения для «хипстеров и гиков» они плавно перешли в разряд массовых развлечений, и в толпе на выступлении Кендрика Ламара уже стыдливо прячутся те, кто еще вчера презирал энтузиастов-фестивальщиков. Лайнап большинства событий совпадает на 30–50%, так что в этой статье я выбрал четыре фестиваля, посетив которые, вы увидите максимальное количество разных артистов и познакомитесь с наибольшим количеством музыкальных жанров: от психоделического австралийского рока до народных болгарских песнопений.
Sónar у большинства любителей музыки ассоциируется в первую очередь с рейвом. В целом это недалеко от правды, фестиваль по большей части ориентирован на разнообразную электронную музыку, но есть нюансы. Существует два Сонара – дневной и ночной. Дневная часть фестиваля, которая проходит недалеко от Площади Испании в выставочном комплексе Fira Barcelona, делится на музыкальную Sónar by Day и арт/технологическую Sónar+D. На дневном Сонаре упор делается именно на концерты, а не DJ‑сеты и громыхающие лайвы электронных музыкантов. В этом году на Sónar by Day можно будет услышать любимого в Москве немецкого пианиста-экспериментатора Haushka, культовый электронный дуэт из Израиля Red Axes (ребята стали выступать с живым бэндом и, судя по отзывам, достаточно виртуозно это делают), японского кудесника, создающего невероятной красоты музыку DJ Krush, модного французского мультиинструменталиста FKJ, а также английского экспериментатора Actress, который выступит на сцене вместе с искусственным интеллектом.
Конечно, это не полный список артистов, но на фразе «искусственный интеллект» следует перейти к научно-технической части фестиваля, которая называется Sónar+D и делит площадку с дневными концертами. Каждый год на Sónar+D представляют новейшие музыкальные разработки, инновационные инсталляции и просто технические чудеса. Именно там в 2014 году автор статьи впервые опробовал шлем виртуальной реальности. В прошлом году на Sónar+D наши соотечественники Playtronica произвели фурор своими девайсами, извлекающими музыку из овощей, фруктов и человеческого тела. Также в рамках Sónar+D работает кинотеатр в виде купола, для которого современные художники создают специальные короткометражные фильмы в формате 360 градусов. Ну и, конечно, стоит упомянуть ночное продолжение Sónar by Night. Вот здесь уже начинается настоящий рейв, которым в этом году будут заправлять старички Underworld, звезды британского хауса Disclosure, корейская суперзвезда Peggy Gou, отец хаус-музыки Louie Vega из Masters at Work и много других достойных людей. Чтобы проникнуться духом фестиваля, посмотрите на YouTube тематический промо-ролик, снятый в духе Дэвида Линча со звездой фильмов Бунюэля и Альмодовара Анхелой Молина.
После жаркого, шумного, авангардного Sónar финский Flow может показаться слишком спокойным – и в этом его главное достоинство. Несмотря на множество сцен, интересные выступления почти не начинаются одновременно, а если это происходит, то всегда есть время дойти от одной сцены до другой, так как фестиваль очень компактный. Flow проходит на бывшей электростанции в районе Хельсинки Сувилахти. Территория фестиваля больше похожа на огромный пикник, с расслабленными людьми, вкусной едой и фонтанчиками для питья, рядом с которыми в горшках растет базилик и мята (чтобы, набрав воду в бутылку, вы могли освежить ее листочком зелени).
При всей расслабленности программа фестиваля – одна из мощнейших и разнообразных в Европе. Помимо дорогих и актуальных хэдлайнеров на Flow есть место этнике, джазу, фанку, неоклассике, народной музыке, а на экспериментальной сцене Voimala в прошлом году выступила чуть ли не половина артистов с культового лейбла Music From Memory. 2019 год – не исключение, и программный директор Flow Тони Рантанен опять подготовил невероятный набор артистов: от королей мейнстрима (Tame Impala, Robyn, Cardi B) и заслуженных старичков (The Cure, Erykah Badu, Stereolab, Neneh Cherry) до инди-икон (James Blake, Father John Misty, Mitski, Jaakko Eino Kalevi).
Отдельно стоит рассказать про двух участников фестиваля, из-за которых точно стоит брать билет не раздумывая, так как их, скорее всего, не скоро привезут в Москву. Первые –Khruangbin, гитарное психоделик-трио из Техаса, выпустившее лучший альбом прошлого года «Con Todo El Mundo». Посмотрите их живое выступление на Pitchfork Live – и вы влюбитесь в этих ребят сразу и навсегда. Вторые – Pharoah Sanders Quartet. Фэрроу Сандерс, гранд-мастер spiritual-джаза, в 60-х выступал с самим Колтрейном, а с 70-х ушел в сольное плавание. На его лайве хотя бы раз в жизни должен побывать любой уважающий себя меломан. Если вдруг вы не знакомы с его творчеством, то послушайте без преувеличения великий трек «Harvest Time».
Помимо того, что Flow носит звание самого уютного и спокойного фестиваля Европы, он еще и самый доступный для жителей двух столиц. Из Москвы в Хельсинки ходит поезд «Лев Толстой», а из Питера – скоростной «Аллегро».
Осенью, в конце фестивального сезона в Париже проходит камерный Pitchfork Paris, спонсируемый одноименным международным музыкальным порталом. На два дня в Париж слетаются самые актуальные инди-музыканты. Фестиваль проходит в La Grande Halle de la Villette, бывшем скотном дворе, построенном в XIX веке, а ныне культурном центре, расположенном в 19-м округе. Все концерты начинаются в районе 17:00 и заканчиваются около полуночи. Так как Pitchfork состоит всего из двух сцен, выступления на которых проходят по очереди, у вас будет возможность послушать абсолютно всех артистов, заявленных в лайнапе. Даты и список музыкантов этого года еще не объявлены, но, чтобы вы понимали примерный вектор мероприятия, скажу, что в разные годы на сцену La Villette выходили: The Knife, Todd Terje and the Olsens, Bon Iver, St. Vincent, Nicolas Jaar, Jessie Ware, Sebastian Tellier, Chromatics, Moderat.
Помимо концертов на фестивале есть неплохой виниловый маркет и специальное караоке, в котором ваше пение записывают на пластинку и в конце вручают на память.
Pitchfork можно по праву назвать самым комфортным фестивалем Европы.
Главная площадка Le Guess Who? – музыкальный мультиплекс TivoliVredenburg, внешне напоминающий среднестатистический торговый центр Москвы: стеклянное здание, эскалаторы между этажами и десяток залов разной вместимости внутри, в каждом из которых отличный звук и свет. Помимо этого площадками фестиваля выступают почти все клубы и бары Утрехта, а также две действующие церкви.
Музыкальная программа фестиваля составлена с акцентом на жанр, который у большинства ассоциируется с маргинальной этнокультурой – world music, но именно это определение лучше всего описывает общее звучание. В разные годы здесь выступали: адепты афробита Idris Ackamoor & The Pyramids, легенда бразильской сцены Elza Soares, виртуозная гитарная акустика двух девушек из Нигера Les Filles de Illighadad и больше десятка музыкантов из Индии в проекте Junun, которые совершенствуют технику владения инструментами поколениями – на сцене выступают братья или отец и сын, каждый из которых, представляясь, рассказывает об особенностях исполнения, певица-трансгендер Beverly Glenn-Copeland и даже хор болгарских бабушек. На подобные фестивали стоит ехать, чтобы открыть для себя новую музыку в самых разных жанрах – помимо национальной музыки на фестивале звучит рок, электроника, фолк и поп. В последние годы фестиваль набрал популярность, и на концерты стали собираться огромные очереди, что немного портит общее впечатление.
Через неделю после фестиваля, 16 и 17 ноября в Утрехте пройдет крупнейшая в мире ярмарка винила «Mega Record & CD Fair».