Леонид Обложкин, музыкальный критик |
Международный фестиваль, посвященный 175-летию художника Василия Дмитриевича Поленова, пройдет в его фамильном музее-заповеднике и займет шесть уик-эндов июня и июля. Названием «Век музыки в усадьбе Поленово» фестиваль буквально размыкает в нашу жизнь традиции, формировавшиеся здесь еще при жизни Василия Дмитриевича (1844–1927) – не только выдающегося художника, но и архитектора, театрального сценографа-новатора, путешественника, просветителя, к тому же еще и одаренного композитора-любителя.
Программы фестивальных лекций, детских мастер-классов и, собственно, концертов сосредоточены вокруг поленовских начинаний, коим нет числа: от традиций «Народного театра» – до уникального Театра-балагана «Курица и петух (занимай места, пока свет не потух)», от любительских семейных увеселений – до «места силы» профессионалов в лице живших в Поленово художников, композиторов, философов рубежа ХIX–XX веков, и, наконец, от идеи творческого равенства дворянских и крестьянских детей до вовлечения всех в непосредственное взаимодействие с искусством.
Своеобразной апологией всей этой усадебной жизни на фестивале обернется объемный лекционный «сериал». Темы – выбирай любую: «Домашний театр русской усадьбы» (Александр Савинов, 23 июня), «Образы путешествий в музыке, живописи, литературе» (Ляля Кандаурова, 29 июня), «Музыка русских дач: от оркестрины до винила…» (Денис Бояринов, 30 июня), «История балаганного театра в России» (Анна Некрылова, 7 июля), «Рыцарский дух потомков Василия Поленова» (Галина Загянская, 13 июля), «Дружба длиною в жизнь. Размышления живого библеиста» (Анна Шмаина-Великанова, 14 июля), «О временах, когда в Поленово жил Большой театр…» (Сергей Конаев, 21 июля), «Про музыкальные аспекты творчества Василия Поленова в изобразительном искусстве, театре и архитектуре» (Элеонора Пастон, 20 июля), «О жизни и творчестве Анатолия Александрова» (Даниил Петров, 27 июля).
Музыкальная составляющая строится в первую очередь на идее разгерметизации музыкального наследия композитора-любителя В. Д. Поленова с наследием близкого его семье композитора-профессионала Ан. Н. Александрова. Их романсы и ансамбли прозвучат в программе Натальи Кирилловой, ведущего сопрано из Пермского театра оперы и балета (23 июня). В концерте солистов МАМТ – Натальи Петрожицкой и Дмитрия Зуева поленовские вокальные раритеты дополнит подборка произведений «с нотной полки художника» (30 июня). Добрососедское подношение: с генделевской программой на фестиваль пароходом приплывет Камерный оркестр Тарусы (13 июля), неделей позже – Ансамбль старинных инструментов Alta Capella (21 июля). Обоими руководит Иван Великанов, с малолетства связанный с потомками Поленова узами семейной дружбы.
Старорежимный авангардизм В. Д. Поленова нетривиально актуализируют концерты Московского Ансамбля Современной Музыки: кроссовер «Музыка для необитаемого острова» соединит старинных авторов (Гийома Дюфаи, Иоганна Себастьяна Баха) с современными радикалами вроде американского поставангардиста Фредерика Ржевски (6 июля), а подборка «От фольклорного до стадионного» подружит европейский авангард ХХ века с русскими народными песнями в исполнении Сергея Старостина (7 июля).
Серьезность «музыкальных даров» В. Д. Поленову в год его 175-летия подчеркнут статусные академические исполнители – виолончелист Александр Князев (в его выступлении с Басинией Шульман прозвучат сочинения Бетховена и Франка, 29 июня) и Алексей Гориболь (с сенсационным циклом 24 прелюдий Леонида Десятникова «Буковинские песни», 23 июня). А специфически поленовским духом творчества порадует концерт солистов Молодежной программы Большого театра с песнями и ариями постоянного автора поленовского Балаганного театра «Курица и петух» Петра Поспелова (14 июля). Есть чувство, что после открытия фестиваля концертом Хорового ансамбля Intrada c музыкой от В. Д. Поленова до поспеловской «Колыбельной» на стихи Н. Заболоцкого (22 июня), тем более – после фестивального завершения концертом Молодежного хора Дрездена (27 июля), про ширь и даль «поленовских горизонтов» гостей фестиваля заставят думать не только живописные окские ландшафты, но и развиваемая доныне в усадьбе художника традиция неожиданного и живого взаимодействия самых разных стилей, направлений и образов мысли.
Те, кто видел главное украшение исторического усадебного парка Долгоруких в Подмоклово – Храм Рождества Богородицы, говорят, что эта итальянская ротонда похожа на приземлившийся инопланетный корабль. На самом деле, стиль достопримечательности (предполагаемого, но не установленного авторства итальянского архитектора Карло Фонтаны) имеет четкое определение: Петровское барокко. Оно и стало стилевым «стержнем»» фестиваля, который в пятый раз пройдет у храмового подножья в формате open air. Фестиваль придумала Вера Воронежская, дочь настоятеля Храма – протоиерея Дионисия Крюкова и аспирантка Московской консерватории. На свой фестиваль она собирает не только соучеников, но и педагогов – известных музыкантов, практикующих историческое исполнительство. В здешних широтах уже слышали пианиста Алексея Любимова, гобоиста Филиппа Ноделя, клавесинистку Ольгу Мартынову. Барокко здесь чтут, словно это – местный genius loci. В семье отца Дионисия любят порассуждать о музыке барокко, как о вершине, «с которой до сих пор мы имеем возможность катиться по наклонной плоскости».
В нынешнем году «наклон» особенный: музыка русского барокко будет отражаться в русском народном творчестве. Название фестиваля – «Неизвестная русская музыка» адресует нашему вниманию многочисленных (но малоизвестных) русских авторов доглинкинской эпохи и фольклор, который развивался параллельно высокой авторской культуре. По словам художественной руководительницы фестиваля, «для движения early music идея не нова: многие европейские ансамбли экспериментировали с сочетанием композиторской и народной музыки. Но у русского фольклора есть своя отличительная черта. Он дошел до наших дней в первозданном виде, таким образом, мы имеем дело с очень ярким, самобытным музыкальным языком, который не менее интересен, чем принципы, использовавшиеся профессиональными композиторами».
За высокодуховное, рафинированное, аристократическое в неизвестной русской музыке XVII–XVIII веков на фестивале выступят адвокатами такие коллективы, как Хоровой ансамбль Intrada, оркестр Pratum Integrum – сплошь из исторически информированных московских музыкантов и ансамбль Hronos. А за низовое, почвенное, народное – ансамбли «Соборяне», «Веретенце», «Под облаками», а также «Нерехтский рожечный хор».
Ради того, «чтобы посмотреть в глаза музыкантам и даже подержать их за руку», организаторы подмокловского фестиваля игриво рекомендуют потенциальным гостям отложить поездку на Зальцбургский фестиваль, где в нынешнем году в те же самые дни Чечилия Бартоли будет петь в «Альцине» Генделя.
Фестиваль «Традиция» в подмосковной усадьбе Захарово – сравнительно недавнее начинание, придуманное писателем Захаром Прилепиным и Эдуардом Бояковым, который в этом году стал директором МХАТ имени М. Горького. Формат однодневного мероприятия не противится понятию «фестиваля», так как объемом программ – до 24 лекций, уйма ремесленно-промысловых мастерских и разножанровых концертов, здесь действительно приобщают к традиционным ценностям невероятное (до 10 тысяч) число людей разных поколений. Всего на один день сюда съезжаются интеллектуалы и меломаны, любители поэзии, литературы и театра. Сочиняемый к тому же еще и ради «умных родителей и любознательных детей», фестиваль становится местом содержательного, познавательного и одновременно деятельного семейного отдыха.
Ценностная ориентация на традиции отечественной культуры не сопротивляется осмыслению этих традиций с позиций современности. Умыслом организаторов фестиваля является сеть междисциплинарных скрещиваний традиционных и актуальных смыслов, когда разные стороны актерской, философской и человеческой практики поворачиваются к людям довольно необычными сторонами. Философы здесь размышляют о политике и музыке, священники – о литературе, экономисты – о войне, скульпторы – об иконе, кинокритики – о бессмертии, искусствоведы – о христианстве. В формате open air здесь читают стихи столичных и региональных поэтов, проводят встречи с писателями, слушают лекции, внимают полифонии народных, академических и эстрадных музыкантов.
В этом году местом действия порядка шестидесяти программ станут десять площадок усадебного парка, включая дом Марии Алексеевны Ганнибал, бабушки А. С. Пушкина. Продвижение традиционных ценностей с помощью современного искусства привлекает к фестивалю молодежь, а обновляемые ритуалы народных игр и увеселений укладываются яркими впечатлениями в память даже самых маленьких гостей усадьбы Захарово. Среди участников музыкальной программы нынешнего года – ансамбль «Песняры» и создатель пластического театра DEREVO Антон Адасинский, певунья Евгения Смольянинова и мультиперкуссионист Петр Главатских. На фудкорте можно будет угоститься блюдами традиционной русской кухни, а на лужайках позаниматься плетением венков и театральными играми. Традиционным завершением фестиваля станет мультимедийный спектакль, который артисты МХАТ разыграют на усадебном дворе по тексту Захара Прилепина о женщинах Есенина.
Лев Ганкин, музыкальный журналист и радиоведущий |
Мероприятие с самым многообещающим названием среди всех летних московских музыкальных развлечений в этом году сменило место проведения и изрядно разрослось: в помещениях культурного центра «ЗИЛ» оборудуют сразу несколько сцен, а концерты растянутся на три полноценных фестивальных дня. Среди зарубежных гостей – собравшийся заново коллектив The Good, The Bad & The Queen под управлением лидера Blur и Gorillaz Деймона Албарна с легендарным почти 80-летним афробит-барабанщиком Тони Алленом в составе; прошлогодняя британская сенсация SOPHIE (да, именно кэпслоком), предельно изобретательно деконструирующая клубную электронную музыку; ретро-психоделические японцы Kikagaku Moyo и другие интересные проекты. Впрочем, «Боль», по традиции, сильна скорее местным десантом – это фактически единственный в своем роде шоукейс российской андеграунд-сцены. На фестиваль приглашены многие ньюсмейкеры последних лет: Монеточка* (признана иноагентом на территории РФ) (умный и находчивый тви-поп обо всем на свете), «Аигел» (татарский рэп с девушкой у микрофона) и «Хадн дадн» (обаятельный синти-поп). По сравнению с ними такие артисты, как «4 позиции Бруно» (мрачная электроника) или «ГШ» (изобретательный авант-панк), уже кажутся ветеранами. Ну а проект под названием «Кобыла и трупоглазые жабы искали цезию, нашли поздно утром свистящего хна» (между прочим, в самом деле ветераны российского музыкального подполья!), как обычно, украшает программу фестиваля одним лишь своим заголовком.
Спустя неделю после «Боли» – еще один представительный трехдневный фестиваль существенно более мейнстримного толка. Разместившись в Парке Горького, Park Live в этом году везет в Москву отвязных южноафриканцев Die Antwoord (по их образу и подобию во многом конструирует свой стиль и образ популярная местная группа Little Big), эмоциональных стадионных звезд Thirty Second to Mars во главе с Джаредом Лето и несколько истеричных британских постхардкорщиков Bring Me the Horizon. Показательно, что кириллицей в программе пишется имя лишь одного артиста – Дельфина; в отличие от «Боли», Park Live – это почти стопроцентно западническая история. А главной героиней мероприятия тут внезапно может оказаться датчанка MØ, сочинительница прытких и обаятельных электропоп-песен, которая своей дерзостью и бесстрашием, кажется, может заткнуть за пояс любого из хедлайнеров.
Тот случай, когда артисты едут к нам не «сбитыми летчиками», а на самом гребне успеха. Прошлогодний альбом трио The 1975, «A Brief Inquiry Into Online Relationships», достиг первого места в родном британском хит-параде, а критики сравнивали его ни много ни мало с «OK Computer» Radiohead, главной рок-пластинкой 1990-х. Сходства – в широте охвата (как и Radiohead, The 1975 стремятся слить воедино множество актуальных музыкальных стилей и получить на выходе некий новый синтетический саунд), а также в экзистенциальных размышлениях, становящихся тут сырьем для песен; стартовой точкой, как нетрудно догадаться из заголовка пластинки, становится окружающий нас мир интернета и соцсетей. Впрочем, если уж начистоту, до Radiohead группе The 1975 еще плыть и плыть, и в сравнении с «OK Computer» их работа кажется претенциозной и раздерганной. Однако отказать их песням в эмоциональной «включенности» язык не повернется – а в преддверии живого концерта только это, по большому счету, и имеет значение.
Вадим Пономарев, музыкальный обозреватель |
Арт-кемпинг «Поток» вырос из культового арт-фестиваля «Пустые холмы», так что репутация высока и неизменна. Тут выступают известные профи вперемежку с откровенными любителями – и это то самое ощущение свободы музыки, о котором грезят со времен Вудстока. Сет-лист никогда не известен заранее (свобода!), но хедлайнерами уже заявлены «Вежливый Отказ», «Добраночь» и «Дайте танк». Не удивляйтесь, если по приезде на фестиваль увидите джазовых звезд, или Инну Желанную, или «Ят-Ха», или супергруппу «ЗаИНДИвели»… А ночью можно слушать не попадающих в ноты панков. Можно все. Кафе – только вегетарианские, алкоголя и табака нет (но никто не запрещает привезти мяса и излишества с собой). Сцен обычно минимум пять, раскиданных по разным полям живописных берегов реки (ох, уж эти романтичные утренние туманы!). Есть электронная сцена, где можно танцевать 24 часа в сутки. И огромное количество мастер-классов по всем областям жизни – от пеленания младенцев до йоги из последнего модного журнала.
Хипстерский фестиваль «Афиши» с 2004 года сильно изменился. Из прибежища для андеграунда, в хаотичном порядке попадавшего со страниц журнала на сцену, фестиваль стал массовым из-за привоза западных звезд, иногда совсем уникальных в России. С 2007 года обжился в парке «Коломенское», несмотря на его безалкогольный статус. В этом году хедлайнером-приманкой станет британский квинтет The Cure – то готичный, то не очень. В этом году они обещали первый с 2008 года альбом, но это не точно. Роберт Смит приедет – вот это наверняка. Еще тут выступят британские фрешмены двухлетней свежести – дуэт Royal Blood, нечто между блюзом и гаражным роком. А еще англичане Blossoms, рашн-перформанс СБПЧ, русский пост-рок «Дайте танк (!)», победитель «Грэмми» по ремиксам ди-джей Mura Masa и другие. Отдельная сцена отдана рэп-лейблу Gazgolder – и тут будут все сливки жанра: сам Баста, гулкий нефанерный проект Скриптонита «Gruppa Skryptonite», T-Fest, Matrang, Смоки Мо, «Вадяра Блюз» и Lucaveros.
Эко-ферма с коровами, овцами, павлинами и ламами открылась только в июне, а уже в августе – большой фестиваль. И это неудивительно, если речь идет о культовом клубе «Китайский летчик Джао Да». Преданной публике с рюкзаками ему не занимать. Помимо хозяина Алексея Паперного, там выступит столько звезд, что и не знаешь, кого назвать хедлайнером: Dolphin, Кирпичи, Пелагея, Найк Борзов, Tequilajazzz, Markscheider Kunst, Mosbrass, Карл Хламкин, Мамульки Бэнд, АлоэВера и др. Главный концертный день – суббота, но в пятницу жалко упустить сет Дельфина, а воскресенье украсят «Мамульки». Мясо и алкоголь будут, но и вегетарианцев не обделят.