Slava Ganelin / Vladimir Homyakov <br>Neuma <br>Leo Records <br>CD Релизы

Slava Ganelin / Vladimir Homyakov
Neuma
Leo Records
CD

Дуэт, сделавший эту запись, удивителен и непредсказуем – это высшая каста импровизационной музыки. Да и жанр записи определить непросто, нет такого жанра – «шаг в будущее». Альбом записан недавно – 23 марта 2018 года в Зале органной и камерной музыки «Родина» Челябинской государственной филармонии, вышел он в Англии на лейбле легендарного Лео Фейгина, был представлен на недавнем «Leo Records Festival in Russia‑2018» и презентован концертом в Парке Царицыно.

Вячеслав Ганелин, легендарный импровизатор, самый известный за рубежом новоджазовый, некогда советский, литовский, а теперь израильский музыкант, олицетворяет само понятие «человек-оркестр». Причем не только своим инструментарием – на этой записи, например, его арсенал таков: фортепиано, синтезаторы Korg Microstation и Korg Monotron, перкуссия. Но этот список не дает представления о том космосе звуков и идей, которые в итоге создает музыкант. Ганелин – символ открытой музыки нашего времени, он почти Импровизатор Юрского из фильма «Маленькие трагедии».

У Владимира Хомякова все лаконично. Его инструмент – орган. Но какой! Хомяков – и органист, и органный мастер, его инструмент еще и его подопечный, кому же его не знать до тонкости. Импровизация на органе имеет историю равную истории этого инструмента. Поиск Хомякова, его движение в направлении новой музыки известны. Можно вспомнить сотрудничество с валторнистом Аркадием Шилклопером или выступление с легендарным архангельским саксофонистом Владимиром Резицким. Релиз и концерты с Ганелиным встают в этот ряд.

В трек-листе две части. Первая, возможно, описывается словосочетанием «музыка сфер», она прозрачна, подсознательна, орган несет воспоминание о средневековом хорале, обволакивает и наполняет атмосферу благородным гулом. Вторая часть – острее и психоделичнее. Орган «притворяется» синтезатором, синтезатор улетает в психоделию. Всполохи, волнение электронных ветров под стоны и многоголосый звук органа формируют многоцветную палитру, создают напряжение. Ганелин играет на ударных, извлекает из синтезатора тембр «а-ля труба», солирует на фортепиано под ревнивое бурчание импровизаций Хомякова.

Альбом – эксперимент, выходящий за рамки привычного. Музыканты достойны друг друга, им не надо играть на противоречиях и на контрастах – они дополняют друг друга, и инструменты тоже словно играют друг с другом, становясь по очереди – больше/меньше, страшнее/милее, игривее/трагичнее. Аннотацию для альбома написал британский музыкант и журналист Стив Дэй, специализирующийся на нашей импровизационной музыке. Недавно в России вышла его книга про Трио Ганелина, и Дэй не оставляет стараний, как и музыканты – они ищут новые пути, продолжают давать достаточные и достойные поводы и для интереса, и для изучения, и для любви к музыке.