Музыка с другого берега События

Музыка с другого берега

Спектакли европейских оперных домов, ради которых стоит получить туристическую визу и отправиться в путешествие

Традиции гостеприимства: Баварская опера

Планы интенданта Баварской оперы Николауса Бахлера и музыкального руководителя театра Кирилла Петренко выглядят очень презентабельно: среди восьми новых постановок есть несколько премьер – европейских и мировых. Первая – «Снежная королева» современного датского композитора Ханса Абрахамсена (на фото ниже). Бегло пролистывая перечень предстоящих продукций сезона, можно ненароком принять ее за спектакль к детскому утреннику. В заблуждение вводит и глумливый стиль промороликов, разработанный для театра канадским мастером по GIF‑анимации Джеймсом Керром: типажи, заимствованные им у живописцев эпохи Возрождения, помещены в порабощенную гаджетами бытовую среду наших дней. И все же речь идет о серьезном проекте, который вызревал около пяти лет. Привлекательности ему добавляет участие Барбары Ханниган, постоянной музы Абрахамсена. После феноменального успеха монодрамы «Let me tell you» для сопрано с оркестром (вокальный цикл был выпущен на лейбле Winter&Winter) композитор задумал написать для голоса Ханниган оперную партию.

Собственное либретто Абрахамсена, тщательно отредактированное музыковедом Хенриком Энгельбрехтом, – это свободная поэтическая вариация на тему сказки-притчи Ханса Кристиана Андерсена о ледяном сердце, «путешествие вглубь человеческой души». «Снежная королева» будет представлена в двух разных версиях: мировую премьеру сыграют на родине автора – в Королевском оперном театре в Копенгагене, а англоязычную – в Мюнхене (21 декабря). Ханниган споет Герду, ее напарницей – Каем – станет американка Рэйчел Уилсон, меццо-сопрано. Партия Снежной королевы (и в этом, пожалуй, тоже есть интрига!) – мужская и доверена британскому басу Питеру Роузу.

Вторая новинка – «Семь смертей Марии Каллас» (11 апреля 2020), эксклюзивная продукция Баварской оперы и художницы-перформансистки Марины Абрамович. Воссоздавая сценические трагические финалы героинь, сыгранных великой примадонной XX века, Абрамович документально дополняет их галерею событиями, произошедшими в Париже 16 сентября 1977 года. Музыкальное единство оперы призван создать молодой сербо-германский композитор Марко Никодиевич, чья карьера идет в гору семимильными шагами (к примеру, Симфонический оркестр Берлинского радио объявил его своим резидентом в сезоне 2019/20, а значит, что его имя неоднократно появится в фирменных немецких программах Владимира Юровского).

Другие новинки сезона в Мюнхене – «Мертвый город» Эриха Корнгольда с Йонасом Кауфманом в главной партии (18 ноября), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока в постановке Кэти Митчелл (1 февраля 2020), редкая, долго остававшаяся в забвении опера Верди «Разбойники» (8 марта 2020) – также заслуживают внимания.

Национальная Парижская опера

Что русскому хорошо, то в Париже c’est la vie: Парижская опера

Успешность любой постановки косвенно подтверждается желанием театра заполучить продукт из той же «линейки», равноценный или даже превосходящий предыдущий по коммерческим показателям. Поэтому вслед за прошлогодним «Борисом Годуновым», с блестящей командой певцов (Ильдар Абдразаков в титульной партии) и довольно зыбкой и даже ходульной режиссурой Иво ван Хове, театр представит еще одну русскую классическую оперу – «Князь Игорь» Бородина (25 ноября). Во главе процесса – вновь представители разных музыкальных традиций: Филипп Жордан в оркестровой яме и Барри Коски в режиссерском кресле. «Это потрясающее эпическое произведение, колоссальное по своему масштабу, – говорит Коски. – О чем это сочинение? На мой взгляд, здесь несколько общечеловеческих тем, таких как вопрос национальной идентичности, вероисповедания; личность и обступившая ее война; взаимоотношения между мужчиной и женщиной; поиски смысла жизни в ужасном окружающем мире».

Состав исполнителей – сплошь славяне, с явным русским преимуществом: Игоря споет Евгений Никитин, Ярославна – Елена Стихина, Галицкий – Дмитрий Ульянов, Кончак – Дмитрий Иващенко, Овлур – Василий Ефимов. Будет ли это общеизвестная редакция Римского-Корсакова и Глазунова, или же Жордан выберет авторскую версию – пока неизвестно.

Главная же приманка для парижской публики принадлежит к нордическому генотипу, и, судя по отзывам блогеров, не многие этому искренне рады: после недолгого отсутствия возвращается тетралогия Вагнера (вторая за десятилетие). Именно на скандинаво-германский эпос сделана главная ставка в сезоне, последнем для нынешнего интенданта – Стефана Лисснера. «Кольцо Нибелунга» для любого театра связано в первую очередь с непомерными инвестициями в производство, абсолютной мобилизацией всех цехов, сложностью кастинга солистов. Поэтому закономерно решение поделить цикл на более крупные части: к апрелю 2020-го Парижская опера отрепетирует «Золото Рейна» (режиссер всего «Кольца» – Каликсто Биейто), в мае – покажет «Валькирию». После летних каникул, в октябре, в афише появится «Зигфрид». А после выпуска «Гибели богов» театр намерен дважды представить весь цикл «Кольца» в формате недельного фестиваля. Абонемент на такой праздник истинного вагнерианца будет включать в себя соответственно четыре билета, а также напитки и закуски (до начала «Золота Рейна» и в антрактах «Валькирии», «Зигфрида», «Гибели богов»).

Баварская опера

Сила привычки: Ковент-Гарден

Королевский оперный театр продолжает следовать универсальным курсом, учитывая вкусы самой обширной аудитории: в сезоне 2019/20 будут и образцы исторически ориентированного исполнительства («Агриппина» Генделя – с Джойс ДиДонато), и неизбитые шедевры, сценическое воплощение которых – всегда событие («Смерть в Венеции» Бриттена), и великая музыка композиторов Восточной Европы («Енуфа» Яначека – с дебютанткой в Ковент-Гардене – Асмик Григорян), и проверенная временем классика.

Состав исполнителей по-прежнему играет важную роль. Так, кроме упомянутой Григорян в Ковент-Гарден приглашена еще одна восходящая звезда мировой оперы – Лиз Давидсен (на фото выше). Лирико-драматическое сопрано из Норвегии – победительница конкурса Пласидо Доминго Operalia и Queen Sonja Competition в 2015 году. Рецензенты первого диска Давидсен, выпущенного на Decca, не смогли припомнить столь впечатляющего аналогичного дебюта в таком весомом репертуаре, как музыка Вагнера и Штрауса (рецензию на CD можно найти на стр.126). Их утверждение, что подобные Давидсен певицы появляются раз в поколение, кажется не безосновательным.

В Королевской опере Давидсен заявлена в одной постановке с Йонасом Кауфманом – «Фиделио» (1–17 марта), что по умолчанию дает спектаклю все шансы на sold out.

Ковент-Гарден

Желания и возможности: Немецкая государственная опера и Комише опер Берлин

Сразу двум театрам германской столицы удалось заполучить в сезоне 2019/20 Владимира Юровского. Дирижера с нетерпением ждут на посту музыкального руководителя в Баварской опере через три года, но перед этим он сможет, не покидая Берлина, осуществить несколько значимых театральных проектов.

Юровский давно нацеливался на «Хованщину», и после парижского «Бориса Годунова», упомянутого выше, его желание подвести некие промежуточные итоги в изучении наследия Мусоргского кажется вполне логичным и оправданным. Участие в постановке режиссера Клауса Гута, напротив, вызывает неоднозначную реакцию, памятуя о его задумке превратить пуччиниевскую «Богему» в космическую одиссею. Вопрос редакции также нуждается в уточнении: в Немецкой государственной опере будет представлена «Хованщина» в версии современного венгерского музыковеда Яноша Бойти, с финалом, написанным Стравинским.

Сотрудничество Юровского с Комише опер и приглашение его на постановку «Бассарид» Ханса Вернера Хенце по драме Еврипида «Вакханки» (13 октября) – вероятно, инициатива Барри Коски. Сильная сторона этого тандема в том, что даже когда он не питается общностью взглядов, ему присуще аргументированное обсуждение идей и взаимное уважение, поэтому каждый спектакль Юровского и Коски отличает завершенность, спаянность музыкального прочтения с режиссерскими доводами. «Бассариды», написанные Хенце в 1966 году по заказу Зальцбургского фестиваля, могут представлять интерес для Юровского и как сочинение, принадлежащее музыкальной эстетике 60-х годов, и как пример извечного конфликта дионисийского с аполлоническим.