Союз композиторов России вновь запустил проект «Композиторские Читки». Его суть такова: пьесы участников «в режиме онлайн» исполняет Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ), затем музыканты обсуждают с автором детали его партитуры, и, наконец, в диалог вступает композитор-куратор, который позже проводит индивидуальные занятия со всеми желающими. Уникальный в нашей стране воркшоп, созданный ровно год назад, рискует стать хорошей доброй традицией – «Читки» в который раз проходят четко, оживленно и творчески-насыщенно. Присоединившись к трехдневному интенсиву в Московском Доме Композиторов, Надежда Травина делится своими впечатлениями от каждого дня в формате «легкого чтения» – дневника.
1 июля, понедельник
Путем эксперимента, или «Что находится в 37 такте Жизни»
Утро. Открытие уже третьих «Композиторских Читок». Примечательно, что первый день лаборатории ознаменовался также первым днем без дождя (москвичи поймут). Местом действия выбран Большой зал Дома Композиторов, где участников (и примкнувших к ним вольнослушателей) сегодня под свое «крыло» взял доцент Московской консерватории, композитор Кузьма Бодров. На утренней лекции он предложил погрузиться в мир своей музыки – подробно, буквально по тактам, показал, как создает произведение, объяснил, каким образом переосмысляет тот или иной жанр и т.д. «Что ты можешь сказать своим языком, когда уже есть Тройной концерт Бетховена»? – этот вопрос задавал себе Кузьма Александрович, когда писал собственный Тройной концерт, но, по его словам, «всячески старался забыть это». А в струнном цикле «Пять отражений на тему 24-го каприса Паганини» намеренно сближал цитаты знаменитой скрипичной темы с фрагментами известных концертов для скрипки с оркестром – поскольку «фильтр другого композитора оживает музыку иначе». Из зала попросили рассказать о создании музыки к кино. Бодров, написавший саундтреки к фильмам «Собибор» Хабенского и «Братство» Лунгина, честно признался, что это очень увлекательная, но весьма тяжелая работа, отнимающая год жизни.
День. Место действия – то же, но теперь добавились новые герои и декорации. На сцене – МАСМ и проектор, где транслируется партитура участника. Начали с пьесы Елизаветы Панченко (Санкт-Петербург) с интригующим названием «Вочеловечивание». Выяснилось, что автор хотела отразить идею «обретения себя» – музыкальным образом воплотить стадии постепенного формирования человека. В музыке сосуществовало одновременно несколько стилей, техник, аллюзий, сменяющих друг друга, действительно, как этапы жизненного пути. Кузьма Бодров предложил эксперимент: что, если музыканты сыграют n-нный такт с новым штрихом? Сказано – сделано, и результат превосходный.
Далее послушали две пьесы Константина Кокоурова (Иркутск) – In the Witch house и Elegia для фортепиано. Оказалось, что участник не владеет нотной грамотой, но, тем не менее, неплохо понимает особенности фортепианной фактуры. Пианист Михаил Дубов посоветовал разобраться в стилистике и темпах, а Кузьма Бодров – поискать новые тоны и, все-таки, выучить ноты.
«Душевный штиль» Виталия Шишпанова – именно так называлось сочинение участника из Саратова – был посвящен Габриэлю Гарсиа Маркесу. До мажорная пьеса для скрипки, флейты и фортепиано отчетливо напомнила «Затонувший собор» Дебюсси (опять же, морская тематика). Куратор «Читок» признался, что опус Шишпанова воспринимается как прелюдия к чему-либо и предложил добавить еще несколько разнохарактерных пьес для мини-цикла.
Евгений Морозов (Ростов-на-Дону), поразивший на прошлых «Читках» своей интерпретацией песни «Мурка», в этот раз был настроен на философскую лирику. Прозвучало произведение «Жизнь, Любовь и Смерть» для флейты соло. И пока куратор пытался выяснить у композитора, как название отражает замысел (и наоборот) и что находится в 37 такте «Жизни», флейтист Иван Бушуев подсказал, каким образом можно поменять концепцию. Завершила первый день «Читок» пьеса On pointe Анны Даниловой (Смоленска), где солировал Олег Танцов (бас-кларнет), после чего участники уединились с куратором на вечернем занятии.
Продолжение следует…