Машина вне времени
События

Машина вне времени

Легендарной рок-группе – ​50

По легенде, когда Алле Пугачевой предложили «Машину времени» в качестве аккомпанирующего ансамбля, она отказалась с такими словами: «Мне нужны такие, которых я могу послать в любой момент, а “Машина” сама меня может послать».

Легенды легендами, но отечественная поп-культура знает два феномена, которые стояли у ее истоков: первую суперзвезду советской эстрады Аллу Пугачеву и группу «Машина времени» – первую звезду советского рока. Но если от «женщины, которая поет» осталась только женщина, то «русские битлы» всё еще пытаются не «прогибаться под изменчивый мир» и идти наперекор времени. В этом году группе исполнилось 50 лет.

Сколько всего произошло за полвека: исчез Советский Союз, «красные» стали «белыми», сменилось несколько поколений слушателей, да и рок отправился в исторический музей. Но «машинисты» по-прежнему на плаву. К тому же их лидер Андрей Макаревич со своей несгибаемой гражданской позицией то и дело будоражит общественность. Откуда такая живучесть?

Трудно найти более неподходящее время для появления рок-группы, чем начало «застойных» 1970-х. Впрочем, рок-бум в СССР был неизбежен. Железный занавес ржавел, а вода «тлетворных влияний Запада» таки находила дырочку. Определенным кругам советской интеллигенции рок был уже тогда хорошо знаком – он исправно шипел на привозимых из-за границы пластинках. Кумир – конечно же, The Beatles. Макаревич вспоминал: «То, что они сделали, не могу назвать иначе, чем “волшебством”. Эти четверо ребят свели с ума целое поколение, заставив молодых людей всей планеты забыть про технику, спорт, науку и взять в руки электрогитары». Гитары группы «Time machine», основанной школьниками Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагоэ, зазвучали в 1969 году – подростки старательно перепевали песни битлов на английском языке.

Если с музыкальной точки зрения начинающим советским рокерам оставалось только подражать, то в плане поэтической лирики было что продолжать, а именно традиции авторской песни – Высоцкого, Галича, Окуджавы. Уже первые попытки Макаревича писать песни на родном языке привели не только к известности группы в андеграундной среде, но и к началу истории русского рока. Точкой отсчета стало создание в 1972-м (по другим данным – в 1973) песни «Ты или я», вдохновленной блюзовыми композициями Led Zeppelin. Есть мнение, что русский рок – это в первую очередь тексты, а не музыка. Тогда «Ты или я» – исключение: здесь отличная блюзовая мелодия и философский текст, разобранный со временем на цитаты, впервые зазвучали в полной гармонии. Попав в фильм «Афоня» в 1975 году, «Ты или я» стала первой песней «Машины времени», просочившейся в официальное культурное пространство.

К концу 1970-х «Машина» – уже кумир музыкального подполья. Группа мечтала вырваться из него, но для этого нужно было соответствовать стандартам советской ВИА, то есть исполнять песни членов Союза композиторов СССР или свои, но примерно о том, как «я уеду в Комарово». Лирика Макаревича, шутливая, ироничная, порой философская, даже бунтарская (вспомнить хотя бы песню «Право»), никак не вписывалась в рамки идеологии. Но самое страшное – иносказательность текста, которую Макаревич перенял от бардов. Провокационные хиты «Марионетки» и «Скворец» – тому примеры. К концу 1970-х окрепла и музыкальная сторона творчества группы. Поглядывая на западных исполнителей, среди которых Led Zeppelin, Pink Floyd, Rolling Stones, Чак Берри, «Машина» уже вывела свой узнаваемый стиль, с характерными гармониями, цепляющей мелодией, и все это – в довольно профессиональных аранжировках. А гнусавый харизматичный тенорок Макаревича прекрасно довершал дело.

Дабы покончить с полуподпольным положением, «Машина» решает приютиться под официальное крыло «Росконцерта», который сам хотел с ней сотрудничать: группа приносила большие деньги. Вообще, 1979–1980 годы для нее – переломные. Легитимизация существования совпала со всесоюзной популярностью легендарной песни «Поворот», триумфальной победой на фестивале «Весенние ритмы. Тбилиси‑80» и окончательным формированием костяка ансамбля, который сохранился до наших дней: помимо Макаревича, это Александр Кутиков (бас-гитара, вокал) и Валерий Ефремов (ударные). За клавишами в этот период сидел единственный в группе профессиональный музыкант – Петр Подгородецкий. Тогда же состоялся и прорывной кинодебют: в фильме Александра Стефановича «Душа» с Софией Ротару и Михаилом Боярским в главных ролях звучит семь песен группы. И хотя сами «машинисты» отодвинуты на второй план, фанаты по всему Союзу наконец-то смогли их увидеть!

Как оказалось, «оттепель» была временной. В 1982-м в «Комсомольской правде» появилась разгромная статья «Рагу из синей птицы» (название отсылало к популярной песне «Синяя птица»). В редакцию приходили тысячи писем поклонников под общим девизом «руки прочь от “Машины”», но это не помешало властям запретить ей выступать в Москве. Тем не менее, магнитоальбомы «машинистов» продолжали ходить по стране в огромных количествах.

Но времена все-таки менялись. Опальная группа снялась еще в одном фильме Стефановича «Начни сначала». Макаревич уже был в главной роли, хотя на худсовете звучали предложения заменить лицо неблагонадежного музыканта лицом другого актера с помощью комбинированной съемки.

Многолетнее нелегальное существование советской рок-музыки завершилось с приходом Перестройки. В это время «Машина времени» собирает стадионы, записывает альбомы и не слезает с телевидения. Тогда же ребята впервые решают попробовать свои силы на Западе: в Японии выступают на одной сцене с Джеймсом Брауном, Джорджем Дюком, Dio, KUNI, Quiet Riot, записывают несколько песен на английском языке. Но отношения «с ними» не сложились. Да, за границей очень интересовались тем, какой рок-н-ролл в ходу за железным занавесом, а когда поняли, что в СССР играют на тех же гитарах, в тех же костюмах и, по сути, ту же западную музыку, только поют почему-то на непонятном языке, то быстро отвернулись. Александр Кутиков иронизировал: «Все они играли рок-н-ролл, а мы все игрались в него».

К концу Перестройки уже никто не остерегается острых высказываний по отношению к действительности: Макаревич сетует, что «Бурьян породил бурьян», а Кутиков задается вопросами в песне «Я хочу знать». Советская молодежь, сидя у огня в стройотрядах, самозабвенно напевает под гитару «Костер», насвистывает знаменитый заключительный пассаж в «Вагонных спорах» и спорит, кто больше раз в «Синей птице» прокричит «и только небо тебя поманит синим взмахом ее крыла».

В 1990-е «Машина» ворвалась с обновленным составом. В группе в это время – по образу и подобию The Beatles – 4 вокалиста и композитора (все, кроме ударника Ефремова), что создало сверхширокий для рок-ансамбля стилистический диапазон. Возвращаются Маргулис и Подгородецкий (уходивший в 1982-м). Их блюзовая легкомысленность привела к появлению хитов «Я дам тебе знать» и до сих пор популярного у молодежи «Мой друг (лучше всех играет блюз)». Это удачно разбавило философскую и социальную лирику Макаревича. Вообще, удивительно, что он впервые высказывается в песнях на тему любви, видимо, заменяя ею отсутствие предмета идеологической критики. Появляются песни «Он был старше ее», «Дай мне руку, душа моя», «Я рядом с тобой» и «Картонные крылья любви», давшая название одноименному альбому. Кутиков как главный мелодист группы поет свои размашистые, иногда с «ресторанным» флёром песни и разудалые рок-н-ролльные хиты: «Спускаясь к Великой реке», «Он играет на похоронах и танцах» и «Странные дни». «Машина» продолжает ковать шлягеры – на радио бесконечно крутятся «Эпоха большой нелюбви» и «Однажды мир прогнется под нас», ставшая, наряду с «Поворотом», визитной карточкой коллектива.

XXI век – и вот, новый поворот. Произошел он благодаря появлению (вместо уволенного Подгородецкого) Андрея Державина, лидера группы «Сталкер», любимца дискотек начала 1990-х. Первый же альбом с участием нового клавишника – «Место, где свет» – критики положительно оценили как «симбиоз классики и эксперимента». Здесь музыканты впервые использовали множество электронных звуков и самые современные технологии звукозаписи, совместив всё это с фирменными мелодией и гармонией. Альбом стал событием отечественной поп-культуры тех лет. Посыл был ясен: и на четвертом десятке дерзкая, хотя уже немолодая группа сохранила свое уникальное мироощущение.

А дальше выходят новые альбомы: «Машинально» (2004), «Time machine» (2007), «Машины не парковать» (2009), «Вы» (2016). Песни с этих дисков – старый добрый рок-н-ролл в совершенных аранжировках и с лирикой, проникнутой мудростью и лаконизмом. И наконец, сбылась мечта «русских битлов»: альбом «Time machine» был записан на легендарной лондонской студии Abbey Road, на той же аппаратуре и с теми же людьми, с которыми работали The Beatles, The Kinks и Rolling Stones.

Просуществовав добрых полсотни лет, «Машина времени» продолжает свой путь в эпоху, когда рок уже давно посыпан нафталином. И хотя обороты упали, а дорога не такая ровная, группа регулярно колесит по России и за рубежом, сочиняет новые песни, снимает клипы, а по случаю юбилея декларирует задиристый девиз «50 – не 100». Кто их нынешний слушатель? Тот, кто молодым подпевал парням в их лучшие годы, или же настоящий, серьезный ценитель рока. А таких немало. Пройдя огонь, воду и медные трубы, вырвавшись из подполья на стадионы, «Машина времени» стала иконой отечественной рок-­музыки и показала, как трудно «поднимать свой единственный флаг». Трудно, но возможно.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории