Заблуждается тот, кто думает, что мы уже пережили не только век радио, но и эпоху телевидения. Да, новые технологии постоянно подталкивают цифровую сферу к апгрейду, но вот парадокс: прочное место радиостанций, играющих важнейшую роль в пространстве искусства с самого момента их появления, никому никогда не занять.
В мире шоу-бизнеса, например, не счесть всевозможных «инструментов», поддерживающих популярность и статус артистов. Направо и налево раздаются «золотые граммофоны», выводя исполнителей популярной музыки в «тренд». И здесь известные радиостанции только выигрывают: укрепляется их авторитет, к ним приковывается еще большее внимание.
А что же у нас, в среде академической? Радио «Орфей» премии скорее само собирает, чем учреждает. Другие радиоканалы с наличием в сетке вещания «культуры» тоже пока не спешат применять модели взаимодействия с артистами и слушателями, отвечающие сегодняшнему дню. Фактически только творческая команда «Радио России» еще в 2016 году не сочла зазорным адаптировать веяния массовой культуры – и в итоге может гордиться прекрасным эксклюзивным проектом. Премия «Артист Радио России» взяла на себя остро необходимую миссию – оказывать информационную поддержку молодым талантливым исполнителям.
За три года дипломы о присуждении премии получили несколько ярких певцов, находящихся на взлете карьеры. И теперь для долгожданной презентации своего проекта «Радио России» объединило четырех из них в программе гала-концерта на Новой сцене Большого театра.
Владимир Дмитрук, Сергей Кузьмин, Артур Каипкулов и Гузель Шарипова в сопровождении Симфонического оркестра Большого театра под управлением Антона Гришанина исполнили арии и дуэты из популярного оперного репертуара. Конечно, вечер не мог быть «просто концертом», но и не могло быть «просто шоу»: режиссер Елизавета Мороз совместно с художниками Антоном Стихиным и Сергеем Тимониным создали своего рода перформанс в стиле Энди Уорхола, знаменитого мастера поп-арта. Прежде всего эта идея нашла отражение в забавных и ироничных визуализациях: то у Артура Каипкулова вырастали красные рожки а-ля Мефистофель из «Фауста», то глаза Владимира Дмитрука превращались в сердечки, чтобы Неморино из «Любовного напитка» выглядел правдоподобнее. Кроме того, декорации выстроили вокруг некой железной конструкции, символизирующей «радиорупор революции» – знаменитую Шуховскую башню, что стоит в Москве рядом с Телецентром на Шаболовке.
В наше время, когда некоторые перегибают палку, организаторы гала-концерта «Опера на бис» представили абсолютно органичное действо, продуманное до мелочей. Концепция программы выстроилась в три лаконичных блока: посвящение 175-летию Римского-Корсакова, «vis-à-vis» или дуэты, «мой любимый шлягер». Навигацию по концерту осуществляла музыкальный обозреватель «Радио России» Ольга Русанова, выстроив конферанс в своем коронном жанре – интервью. Публике удалось узнать взгляды главных героев на профессию и жизнь, оценить их непринужденное чувство юмора.
Четыре исполнителя – совершенно разные. Нельзя сказать, что все они уже совершенны в вокальном плане, но куда проще взять звездных профессионалов и вручить им дипломы, чем разглядеть потенциал. И здесь чутьем создателей премии можно только восхищаться.
Владимир Дмитрук является солистом оперной труппы МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. В его репертуаре лирические партии: Ленский, Гвидон, Антонио, Неморино. Певец уже завоевал один из призов на конкурсе Пласидо Доминго «Опералия» и в нынешнем году участвует в Конкурсе Чайковского – безусловно, Дмитрук достоин внимания, на концерте «Радио России» он показал себя стилистически грамотным музыкантом.
Тенор Сергей Кузьмин служит в Михайловском театре. Премию «Артист Радио России» он получил в рамках Национальной оперной премии «Онегин» 2017 года за исполнение партии Ричарда в опере «Бал-маскарад» на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Хотя он, как пишут другие газеты, и «сорвал аплодисменты» на концерте – все же скорее их «сорвали» шлягерные мотивы второй песни Левко и песенки Герцога, поданные Кузьминым больше актерски и с харизмой, нежели вокально. Но это тоже надо уметь.
Бесспорно, хорош и могуч бас Артура Каипкулова, солиста Башкирского театра оперы и балета. Все у певца во взаимосвязи: отличное звуковедение с правильной позицией, выразительность слова со свободной артикуляцией, завидное умение рельефно выстроить музыкальную драматургию. Замечательно, что такой певец есть в Уфе, и он имеет все данные выйти на международный уровень.
Гузель Шарипова окончила Гнесинку у выдающейся певицы Галины Олейниченко, долго набирала опыт в различных коллективах – от Ансамбля Александрова до Мариинского театра, и в нынешнем сезоне стала солисткой Большого театра, уже спела Марфу в «Царской невесте» и Мюзетту в «Богеме». Такой яркий взлет не мог остаться без внимания – награждение Гузель Шариповой дипломом «Артист Радио России» совпало с кульминацией гала-концерта «Опера на бис».
Важно, что за каждым певцом, кто теперь крепко связан с «Радио России», хочется пристально следить – любопытно, как покажет себя на Конкурсе Чайковского Владимир Дмитрук, как дальше будет развиваться голос Сергея Кузьмина, какие новые горизонты откроет Артур Каипкулов, какими успехами порадует нас новая солистка Большого Гузель Шарипова.
И по этой же причине хочется внимательно следить за деятельностью «Радио России», за премией, открывающей для нас многообещающее искусство молодых музыкантов.