М: <br>город ищет повод События

М:
город ищет повод

В берлинской Комише опер прошла премьера оперы Морица Эггерта на либретто Барри Коски по фильму Фрица Ланга «М – город ищет убийцу». Прошла – ​и бог с ней

В старые добрые времена написание опер (и не только) по случаю – к коронации, свадьбе, юбилею или победе – было обычной практикой. В XXI веке королями стали медиа­магнаты, а роль богов и героев заняли селебрити, поэтому и поводы изменились. Почему бы, скажем, не написать оперу по случаю выхода сериала? Особенно если сериал сам основан на культовом фильме?

Фильм Фрица Ланга «М – город ищет убийцу» был, безусловно, важнейшим событием и в истории кино, и в истории саморефлексии социума. Вышедший в 1931 году (вскоре после суда над «дюссельдорфским вампиром» Петером Кюртеном, убившим не то 9, не то 69 человек), он показывал на большом экране не только и не столько жизнь тогдашнего Берлина (а точнее, некоего города, города с неопределенным артиклем, ни разу в фильме не названного), сколько по-брехтовски псевдокомичную и по-дюрренматтовски псевдоабсурдную жизнь человечества вообще. И, разумеется, общество порождает чудовищ, лишенных выбора, – чудовище может только быть чудовищем и поступать как чудовище. Убийцу сыграл незабываемый Питер Лорре, и его финальный монолог преследует зрителей так же неотступно, как голоса в голове – самого Ханса Беккерта, М.

Сюжет – при всей кажущейся универсальности – не дался 20 лет спустя Джозефу Лоузи, снявшему ремейк, в точности следующий оригиналу во всем, кроме времени и места. Лоузи, друг и единомышленник Брехта, сам выбил у себя почву из-под ног: в Лос-Анджелесе середины века неубедительными казались равно методы работы полиции (для любителей документальности) и образ жизни организации нищих (для любителей эстетики). Больше до наших дней на «М» никто всерьез не замахивался, и только в 2019 году, когда правило «про это есть порно» окончательно мутировало в правило «про это есть сериал», на австрийском телевидении вышел шестисерийный детектив с глянцевой картинкой. И опера.

Ни в одном интервью Барри Коски, впрочем, не раскрывает своих мотивов: почему именно этот сюжет, почему именно сейчас? Однако получается, что в отсутствие очевидного инфоповода в социальной сфере выход спектакля приурочен к выходу сериала, благодаря чему сюжет снова становится и понятным, и актуальным, и неплохо монетизируемым.

Мощнейший прозаический сценарий «М» – готовое либретто, по-оперному риторичное и по-современному пугающе красивое. Возможно, это и привлекло Барри Коски: сведя работу либреттиста (его соавтором выступил штатный драматург Комише опер Ульрих Ленц) фактически к составлению коллажа, он добавил в текст несколько узнаваемых детских песенок (в их числе «Ах, мой милый Августин») и целых девять стихотворений Вальтера Меринга, знаменитого сатирика времен Веймарской республики.

Вместе народные песенки про Буку и авторские – про шлюху-­прессу стали основой для вставных сольных вокальных номеров главного героя (здесь его зовут просто М), очевидно, напоминающих брехтовские (вайлевские) зонги, а еще монологи убийц из мюзикла Стивена Сондхайма. Кивнув таким образом в сторону «Трехгрошовой оперы», Коски и композитор Мориц Эггерт практически бросили затею делать свой спектакль музыкальным.

Эггерту не привыкать сотрудничать с заметными режиссерами. На сегодняшний день в его багаже – десяток театральных партитур, в том числе «пьеса с пением и танцами «Улитка»» на либретто Ханса Нойенфельса, гораздо больше похожая на собственно оперу.

Фильм Ланга был одним из первых звуковых фильмов, снятых в Германии. Звук вообще и особенно речь здесь собраны завораживающе наивно и при этом удивительно точно. Ритм и построение фраз в монологе М – разумеется, музыкальные по своей сути. Возможно, Эггерт хотел подчеркнуть именно этот эффект, но написанная им партитура гораздо больше похожа на музыку к драме: необязательную, оформляющую нагруженную смыслом речь, служебную.

Видимо, чтобы продемонстрировать эклектичность эстетики и неуместность М в мире остальных горожан, Эггерт ввел в партитуру бас- и соло-гитару, четыре синтезатора из 80-х (что отдельно отмечено в программке) и ударные, а солиста-баритона заставил петь в микрофон. Анахроничным и неуместным, увы, оказалось целое, а не его часть: саунд в целом напоминает больше всего об «Орфее и Эвридике» Журбина–Димитрина в Свердловской музкомедии. Но если там сочетание утомительно семидесятской рок-группы с оркестром – оммаж легендарной постановке «Поющих гитар», то в «М» невнятные завывания электронных инструментов концептуализировать сложно. Айнарс Рубикис за пультом, кажется, тоже пускает дело на самотек: все вовремя вступили – уже хорошо.

Баритон Скотт Хендрикс (М), знаменитый прежде всего как поющий актер, в заглавной партии так же неубедителен, как сочинение Эггерта – в роли оперы; большая же часть его вокальных проблем – привычка форсировать звук и неточная интонация в верхнем регистре – при встрече с современными аудиотехнологиями только усилилась. Творческий тандем Коски–Хендрикс, творивший чудеса в цюрихской «Девушке с Запада» (см. «Музыкальная жизнь», 2018, № 3), родил мышь.

Таким образом, спектакль остался без единственного на сцене солиста (остальные вокальные партии – хоровые, и двое солистов хора, сопрано и тенор, поют и читают разговорный текст из оркестровой ямы) и без единственного живого человека.

То ли стремясь вызвать сочувствие к М, то ли желая показать виртуозность театральных бутафоров и репетиторов, Барри Коски оставляет М единственным персонажем, который никогда не надевает маску, и единственным настоящим взрослым. Мир спектакля ему не по росту: двери низковаты, мебель неудобно слажена; эстетика – не по возрасту: он единственный одет в современные джинсы и футболку (костюмы – Катрин Кат). Остальные персонажи на сцене – дети (хор и статисты) в силиконовых масках взрослых (автор – Тобиас Бартель).

Дети в самом деле работают завораживающе хорошо. Тяжелые (по полтора килограмма) маски не мешают даже самым маленьким из них точно двигаться, вовремя вступать, убедительно жестикулировать под льющуюся из ямы речь. Они – родители, полицейские, нищие – настоящие обитатели Города; М – неуместная ошибка, сбой системы. Дети без масок – пугающие жертвы М – не более чем повод для разговора. О чем?

Кажется, этого-то Коски и Эггерт и не придумали.

Здесь, как и в музыке, отсутствие идеи пришлось маскировать эстетической мешаниной. На сцене можно отыскать отсылки ко всему мыслимому маниакальному кино. Дети играют в прыгалки («Раз, два, Фредди в дом впусти» – «Кошмар на улице Вязов»), М ходит с шариками («We all float» – «Оно») и предлагает девочке воображаемый красный мяч (тоже узнаваемый образ, хотя и из менее раскрученного фильма – «Дровосека» Николь Кэссел). Уйдя таким образом от параллелей с фильмом Ланга, Коски создает спектакль без собственного лица. Работа Клауса Грюнберга со сценическим пространством и светом (рампа здесь становится частью декорации) – тоже отлично сделана технически и тоже образцово клиширована.

Возможно, такой подход был бы уместен для мюзикла или оперетты: яркие трюки и привлекательная картинка остаются со зрителем, когда он не может уже вспомнить ни ноты и ни слова из услышанного. Однако для «М», кажется, выбран не столько неподходящий жанр, сколько неподходящая тема. Если фильм Ланга был неоднозначным этическим высказыванием, состязаться с которым в сложности не смог даже Спайк Ли в «Лете Сэма», то спектакль в Комише – не более чем заурядный энтертейнмент.

Не из любой «датской» оперы получается «Орфей» Монтеверди или, скажем, «Милосердие Тита» Моцарта. Вот и из «М» Коски–Эггерта вышла нормальная однодневка, которая тем не менее говорит нам о нас (как и положено опере) довольно многое, но не за счет своих художественных достоинств, а, наоборот, посредством изъянов: вместо банальности зла – банальность бизнеса в сфере культуры.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»