Юровский. Вне клише События

Юровский. Вне клише

Второй день музыкального фестиваля «Лето. Музыка. Музей»

«Лето. Музыка. Музей» – такое название летнего фестиваля на территории музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» парадоксальным образом отсылает нас к закону классического триединства времени, места и действия. Как же работает простейшая аллюзия в нашем случае? Летнее время для проведения фестиваля академической музыки выбрано в соответствии с форматом. Концерты проходят под открытым небом, насыщая зеленый ландшафт подмосковной Истры серьезной и совершенно не развлекательной музыкой.

Логика соответствия всех трех факторов – вопрос дискуссионный. К сожалению, в нашем русском самосознании летние вечера на открытых площадках все еще невольно ассоциируются с различными «выхлопами» поп-культуры, в то время как на Западе классические open air давно стали привычным явлением.

Но так ли универсальны выбранные варианты времени, места и действия? Тут уже действует универсальная «магия» Владимира Юровского: сложно представить, кто бы еще мог заставить слушать в относительно экстремальных погодных условиях музыку Шостаковича, которая требует концентрации и интеллектуальной работы.

Владимир Юровский вместе с Алиной Ибрагимовой решились исполнить Концерт № 1 для скрипки с оркестром. Права была Сьюзен Зонтаг, когда говорила, что «интерпретация – это месть интеллекта искусству». Разумеется, нам стоит понимать это шире, а не буквально.

Можно сколько угодно спекулировать программными подтекстами четырех частей Концерта Шостаковича: исполнение Ибрагимовой и Юровского принципиально от них очищено, оно на другом уровне и вне клише. Музыканты решили непростую задачу самым подходящим способом, примерно как должно бы быть с прочтением сочинений Баха (не зря в «Пассакалии» есть отсылки к интонационному строю его музыки): сыграли партитуру ритмически точно, внятно и строго, и без злоупотребления палитрой эмоциональных средств. И только такая интеллектуальная «месть» искусству в данном контексте была способна спровоцировать живую эмоцию.

В Истре выступят Василий Петренко, Владимир Юровский и Андрей Борейко

Ожидание Пятой симфонии Чайковского, заявленной в программе, сопровождалось вполне объяснимым трепетом. Госоркестр имени Е.Ф.Светланова может по праву гордиться историческими и нынешними симфоническими записями: в этой области выдающийся коллектив занимает высокую позицию.

Кстати, трепет и многие другие прерогативы романтического стиля в трактовке Юровского отсутствуют – ему, как и многим сегодня, изрядно надоели неоправданные rubato и прочие «придыхания». Вспоминается, например, как не так давно в Театре Станиславского «Пиковую даму» лишили чувственности и проникновенности, без чего музыка Чайковского «дешевеет». А Юровскому каким-то образом удается достигать эффекта глубоко лирического и интимного высказывания совершенно иными, непривычными средствами: дирижер достигает мощной выразительности кропотливой работой с темпами, подчеркнутыми неочевидными нюансами,  проработкой ясности тембрового звучания.

Наконец, ключевая деталь. Неожиданно два категорически разных сочинения, исполненные на фестивальном вечере, оказались концептуально близки, и за счет друг друга оба стали понятны слушателям. Трагические страницы и умело поданная экспрессия симфонии Чайковского вдруг возродили в слушательской памяти «абрис» смыслового наполнения Концерта Шостаковича, многое убедительно прояснили. Такая взаимосвязь – большая редкость и, безусловно, признак успеха, ценности происходящего.

Подмосковные вечера

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»

Итальянские сезоны Гергиева События

Итальянские сезоны Гергиева

В Мариинском театре поставили редкую оперу Верди «Эрнани»

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе События

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе