Юровский. Вне клише События

Юровский. Вне клише

Второй день музыкального фестиваля «Лето. Музыка. Музей»

«Лето. Музыка. Музей» – такое название летнего фестиваля на территории музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» парадоксальным образом отсылает нас к закону классического триединства времени, места и действия. Как же работает простейшая аллюзия в нашем случае? Летнее время для проведения фестиваля академической музыки выбрано в соответствии с форматом. Концерты проходят под открытым небом, насыщая зеленый ландшафт подмосковной Истры серьезной и совершенно не развлекательной музыкой.

Логика соответствия всех трех факторов – вопрос дискуссионный. К сожалению, в нашем русском самосознании летние вечера на открытых площадках все еще невольно ассоциируются с различными «выхлопами» поп-культуры, в то время как на Западе классические open air давно стали привычным явлением.

Но так ли универсальны выбранные варианты времени, места и действия? Тут уже действует универсальная «магия» Владимира Юровского: сложно представить, кто бы еще мог заставить слушать в относительно экстремальных погодных условиях музыку Шостаковича, которая требует концентрации и интеллектуальной работы.

Владимир Юровский вместе с Алиной Ибрагимовой решились исполнить Концерт № 1 для скрипки с оркестром. Права была Сьюзен Зонтаг, когда говорила, что «интерпретация – это месть интеллекта искусству». Разумеется, нам стоит понимать это шире, а не буквально.

Можно сколько угодно спекулировать программными подтекстами четырех частей Концерта Шостаковича: исполнение Ибрагимовой и Юровского принципиально от них очищено, оно на другом уровне и вне клише. Музыканты решили непростую задачу самым подходящим способом, примерно как должно бы быть с прочтением сочинений Баха (не зря в «Пассакалии» есть отсылки к интонационному строю его музыки): сыграли партитуру ритмически точно, внятно и строго, и без злоупотребления палитрой эмоциональных средств. И только такая интеллектуальная «месть» искусству в данном контексте была способна спровоцировать живую эмоцию.

В Истре выступят Василий Петренко, Владимир Юровский и Андрей Борейко

Ожидание Пятой симфонии Чайковского, заявленной в программе, сопровождалось вполне объяснимым трепетом. Госоркестр имени Е.Ф.Светланова может по праву гордиться историческими и нынешними симфоническими записями: в этой области выдающийся коллектив занимает высокую позицию.

Кстати, трепет и многие другие прерогативы романтического стиля в трактовке Юровского отсутствуют – ему, как и многим сегодня, изрядно надоели неоправданные rubato и прочие «придыхания». Вспоминается, например, как не так давно в Театре Станиславского «Пиковую даму» лишили чувственности и проникновенности, без чего музыка Чайковского «дешевеет». А Юровскому каким-то образом удается достигать эффекта глубоко лирического и интимного высказывания совершенно иными, непривычными средствами: дирижер достигает мощной выразительности кропотливой работой с темпами, подчеркнутыми неочевидными нюансами,  проработкой ясности тембрового звучания.

Наконец, ключевая деталь. Неожиданно два категорически разных сочинения, исполненные на фестивальном вечере, оказались концептуально близки, и за счет друг друга оба стали понятны слушателям. Трагические страницы и умело поданная экспрессия симфонии Чайковского вдруг возродили в слушательской памяти «абрис» смыслового наполнения Концерта Шостаковича, многое убедительно прояснили. Такая взаимосвязь – большая редкость и, безусловно, признак успеха, ценности происходящего.

Подмосковные вечера

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»