Новейшая история Госоркестра Республики Татарстан напоминает этапы взросления ребенка. Вначале – несмышленый малыш, которого маэстро Александру Сладковскому приходилось водить за руку, не отпуская ни на минуту. Потом – симпатичный подросток, в воспитание и образование которого вкладывалось много сил. Теперь – вполне самостоятельный, со своим характером, звучанием и миросозерцанием коллектив, встать за пульт которого – большая удача и почет для любого, самого маститого дирижера. Оркестр открыт и готов к творческой и человеческой коммуникации, и победы его умножаются раз за разом.
Неслучайно последние фестивали ГСО РТ в Казани – густонаселенные не только солистами (так было с самого начала), но и дирижерами. В этом видится глубокое понимание стратегии развития коллектива. «У меня была задача расширять нашу географию, привлекать как можно больше солистов, молодежь, с которой я очень много работаю благодаря тому же Денису Мацуеву, у которого дирижировал на Grand Piano Competition. А теперь солисты конкурса приезжают сюда. Это невероятная взаимосвязь времен, поколений, традиций, школ, континентов», – подчеркнул в одном из интервью Александр Сладковский.
Это не голословные заявления: на «Белой сирени» образца 2019 года в шести концертах с ГСО РТ продефилировали шесть разных дирижеров – англичанин Джонатан Блоксхем, датчанин Николай Цнайдер, эстонец Арво Вольмер, наш русский итальянец Фабио Мастранджело, россиянка Лариса Габитова и худрук оркестра, артист мира Александр Сладковский.
Его выступление с любимцем казанской публики Денисом Мацуевым вызвало ажиотаж: на концертах ГСО РТ всегда полные залы, но тут люди стояли буквально по стенкам в партере и на балконе. И важно, что их энтузиазм был вознагражден сполна.
Концепция фестиваля – Рахманинов, его время, его современники. Первоначально планировалось, что Сладковский и Мацуев сосредоточатся на творчестве Листа и Рахманинова, считающегося музыкальным «внуком» великого венгерского пианиста и композитора: Сергей Васильевич учился в Московской консерватории у своего двоюродного брата Александра Зилоти, а тот – у Листа в Веймаре.
Но насыщенный концертный график и неудобная транспортная логистика (нет поздних вечерних авиарейсов из Казани в столицы, что затрудняет культурный туризм) внесли коррективы. Первое отделение отдали целиком солисту, и Денис Мацуев триумфально сыграл Второй концерт Листа и Четвертый Рахманинова. Стоит вспомнить, что и у Дениса особые отношения с Листом, ведь он принес ему счастье на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского. Сейчас в YouTube выложена запись его исполнения Первого концерта Листа с третьего тура конкурса 1998 года, и можно оценить всю тонкость, проникновенность и в то же время масштаб понимания музыки.
Эти качества присутствовали и в интерпретации листовского опуса на «Белой сирени». Три главных образных сферы – демоническая, героическая и лирико-романтическая – были поданы ясно, с четкой дифференциацией в звуке. Мацуев, который для многих ассоциируется с бравурой, неистовыми темпами, тут показал и деликатность туше, и нежность чувств. В разнообразной палитре красок и настроений ему опорой стал Госоркестр Татарстана и маэстро Сладковский, обостривший контрасты: тут запомнились и волшебная атмосфера начальных аккордов духовых, и зловещий «рваный» звук у низких струнных во втором эпизоде, и кантилена виолончели в гармоничном дуэте с солирующим роялем… Не обошлось, разумеется, без филигранных пассажей-перле и каскадов фирменных мацуевских октав, ставших «вишенкой» на этом роскошном многослойном торте.
Четвертый концерт Рахманинова – вещь иного плана, так как обращена не только в мир, но и внутрь себя. Тут автор ведет диалог с самим собой, используя уже привычные обороты и интонации в новом контексте. Есть мнение, что концерт этот уступает в оригинальности первым трем, но самоповторы и самоцитаты на позднем этапе творчества – нормальная вещь для состоявшегося композитора, оперирующего своей лексикой.
Достоинство данной интерпретации Четвертого концерта – в ее цельности. Поток эмоций подхватывает слушателя, но не захлестывает его – музыканты действуют в четких границах формы, внутри которой купаются в квази-импровизациях. Свобода, полет, чувства бескрайности и бездонности, свойственные музыке Рахманинова, были замечательно переданы Мацуевым и Сладковским. На поклонах было очевидно, что солист доволен исполнением, партнерством с оркестром, приемом публики и на этой волне щедро одарил своих друзей «бисами». Экспромт Шуберта, Скерцо из Сонаты №3 Бетховена и «Революционный этюд» Скрябина лишь дополнили общую картину. Ведь Денис Мацуев – не из тех пианистов, что «мучаются» с оркестром, мечтая отыграться и показать, наконец, истинное лицо на бисах. Он всегда в гармоничном ансамбле, нацелен на стопроцентный результат. И оттого еще его так любят дирижеры, поскольку с таким солистом – как за каменной стеной.
Денис Мацуев и Александр Сладковский
Второе отделение принесло сюрприз: Александр Сладковский вынес на суд слушателей Третью симфонию Чайковского, сочинение непопулярное и имеющее даже репутацию «неудачи» классика. Задачу реабилитировать Третью симфонию дирижер решил «на отлично»: она слушалась свежо, интересно, в ней ощущались проблески будущих трагедий, но доминантой оставалась радость восприятия бытия. И, прокручивая назад впечатления, понимаешь, что этот душевный подъем, жизненная энергия и устремленность ввысь пронизывали весь концерт, завершившийся блестящими оркестровыми миниатюрами – «Пляской скоморохов» Чайковского из музыки к «Снегурочке» и проверенным «Станом Тамерлана» тоже Чайковского, но Александра.
Впереди у Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан – грандиозная работа: запись бокс-сета со всеми симфониями, включая «Манфред», П.И.Чайковского, а также его три фортепианных концерта, скрипичный концерт, Вариации на тему рококо и Концертную фантазию. Установлен круг солистов: это Борис Березовский, Мирослав Култышев, Александр Малофеев, Максим Могилевский, Борис Андрианов,а также Павел Милюков, дружба с которым продолжается еще с записи всех инструментальных концертов Шостаковича. Сессия звукозаписи пройдет с 14 по 28 июля в ГБКЗ имени Сайдашева и будет осуществлена известным российским звукорежиссером Павлом Лаврененковым. А диски выйдут на лейбле Sony Classical как приношение к грядущему 180-летию композитора.