Неутомимые олимпийцы События

Неутомимые олимпийцы

Международный фестиваль «Музыкальный Олимп» в двадцать четвертый раз собрал в Санкт-Петербурге молодых лауреатов самых престижных мировых конкурсов.

Многолетний успех этого неутомимого фестиваля и кроется в феномене молодости, вечного обновления. Казалось бы, структура проведения всегда одна, программы выстраиваются по одной и той же модели, а за двадцать четыре года не возникло ощущения ни стагнации, ни инфляции – сплошная экзальтация. И глубоко права президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина, которая сравнивает устройство своего уникального проекта с механизмом автомобиля класса люкс. Каждый год в конце мая петербуржцы получают своеобразный живой каталог последних новинок из мира искусства молодых исполнителей. Каждый раз – список новых имен. Но и программы в соответствии с именами тоже всякий раз обогащаются новым репертуаром наряду с обязательной классикой.

Напомним, что программы «Музыкального Олимпа» предполагают участие лауреатов как на позициях солистов в том или ином инструментальном или вокальном концерте, так и за дирижерским пультом. В каждом концерте таким образом участвует сразу несколько победителей, скажем, скрипач, пианист и вокалист. Разве можно набить оскомину при такой интенсивности? Решительно нет. Недостатка в пианистах и скрипачах, как правило, не бывает, равно как старательно поддерживается и номинация «сольная виолончель», которую Ирина Никитина курирует с особым пристрастием, будучи дочерью главы ленинградской виолончельной школы А. П. Никитина.

В этом году выступил лишь один виолончелист – эстонец Марсель Йоханнес Китс с ля-минорным концертом Шумана, играющий на инструменте итальянца Франческо Руджери (Кремона, 1674), предоставленном ему Deutsche Stiftung Musikleben. В том же концерте открытия выступила меццо-сопрано Наталья Боева, выпускница Санкт-Петербургской консерватории, с циклом песен Вагнера на стихи Матильды Везендонк. Помнятся ее выступления в разных смешанных концертах в Петербурге, ее сочный и зычный голос. Но в этот раз Наталья предстала уже прошедшей европейскую – территориально немецкую – школу в Баварской театральной академии А. Эвердинга в Мюнхене как лауреат I премии Международного музыкального конкурса Баварского радио и телевидения ARD в Мюнхене в 2018 году. Чудесам преображения трудно было не изумиться: с одной стороны, знакомый голос, но скорректированный техникой чуткого камерного пения, культурой артикуляции и интонирования.

Третьим солистом первого фестивального концерта был Максим Ландо, обладатель I премии международного конкурса молодых исполнителей Young Concert Artists в Нью-Йорке (2018), а в 2015-м получивший I премию на XVI Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик». Он запомнился выступлением в Концертном зале Мариинского театра в январе 2019 года как очень яркий индивидуалист с зашкаливающей харизмой. Во Втором фортепианном концерте Прокофьева темперамент Максима очень напомнил темперамент Сергея Сергеевича.

Парад совсем юных скрипачей в самом прямом смысле слова поразил своими умениями. Миниатюрный словак Тео Гертлер ошеломляюще исполнил ми-минорный концерт Мендельсона с недетской зрелостью и ясностью музыкальной мысли, идеальным чувством фразы и формы. Вместе с ним на фестивале феноменально показали себя и другие ученики Захара Брона – 12-летняя Лея Чжу в Первом концерте Венявского и уже состоявшийся музыкант Федор Рудин, сын Александра Рудина. Первый концерт Шостаковича в его исполнении стал конгениальной исповедью, в которой боль композитора о судьбах страны и мира отдавалась в каждой ноте.

Личными открытиями нового фестивального выпуска стали Иван Пятков родом из далекого сибирского городка Карасук, исполнивший на эуфониуме Концерт для трубы с оркестром О. Бёме, и кларнетистка София Мехоношина, которая в зашкаливающе виртуозном исполнении Второго концерта для кларнета К.-М. фон Вебера дала все основания сравнить ее со знаменитой Сабиной Мейер.

Режиссерский театр на фоне руин События

Режиссерский театр на фоне руин

«Дон Жуан» Василия Бархатова и «Травиата» Славы Даубнеровой на летнем фестивале Римской оперы

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества