Неутомимые олимпийцы События

Неутомимые олимпийцы

Международный фестиваль «Музыкальный Олимп» в двадцать четвертый раз собрал в Санкт-Петербурге молодых лауреатов самых престижных мировых конкурсов.

Многолетний успех этого неутомимого фестиваля и кроется в феномене молодости, вечного обновления. Казалось бы, структура проведения всегда одна, программы выстраиваются по одной и той же модели, а за двадцать четыре года не возникло ощущения ни стагнации, ни инфляции – сплошная экзальтация. И глубоко права президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина, которая сравнивает устройство своего уникального проекта с механизмом автомобиля класса люкс. Каждый год в конце мая петербуржцы получают своеобразный живой каталог последних новинок из мира искусства молодых исполнителей. Каждый раз – список новых имен. Но и программы в соответствии с именами тоже всякий раз обогащаются новым репертуаром наряду с обязательной классикой.

Напомним, что программы «Музыкального Олимпа» предполагают участие лауреатов как на позициях солистов в том или ином инструментальном или вокальном концерте, так и за дирижерским пультом. В каждом концерте таким образом участвует сразу несколько победителей, скажем, скрипач, пианист и вокалист. Разве можно набить оскомину при такой интенсивности? Решительно нет. Недостатка в пианистах и скрипачах, как правило, не бывает, равно как старательно поддерживается и номинация «сольная виолончель», которую Ирина Никитина курирует с особым пристрастием, будучи дочерью главы ленинградской виолончельной школы А. П. Никитина.

В этом году выступил лишь один виолончелист – эстонец Марсель Йоханнес Китс с ля-минорным концертом Шумана, играющий на инструменте итальянца Франческо Руджери (Кремона, 1674), предоставленном ему Deutsche Stiftung Musikleben. В том же концерте открытия выступила меццо-сопрано Наталья Боева, выпускница Санкт-Петербургской консерватории, с циклом песен Вагнера на стихи Матильды Везендонк. Помнятся ее выступления в разных смешанных концертах в Петербурге, ее сочный и зычный голос. Но в этот раз Наталья предстала уже прошедшей европейскую – территориально немецкую – школу в Баварской театральной академии А. Эвердинга в Мюнхене как лауреат I премии Международного музыкального конкурса Баварского радио и телевидения ARD в Мюнхене в 2018 году. Чудесам преображения трудно было не изумиться: с одной стороны, знакомый голос, но скорректированный техникой чуткого камерного пения, культурой артикуляции и интонирования.

Третьим солистом первого фестивального концерта был Максим Ландо, обладатель I премии международного конкурса молодых исполнителей Young Concert Artists в Нью-Йорке (2018), а в 2015-м получивший I премию на XVI Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик». Он запомнился выступлением в Концертном зале Мариинского театра в январе 2019 года как очень яркий индивидуалист с зашкаливающей харизмой. Во Втором фортепианном концерте Прокофьева темперамент Максима очень напомнил темперамент Сергея Сергеевича.

Парад совсем юных скрипачей в самом прямом смысле слова поразил своими умениями. Миниатюрный словак Тео Гертлер ошеломляюще исполнил ми-минорный концерт Мендельсона с недетской зрелостью и ясностью музыкальной мысли, идеальным чувством фразы и формы. Вместе с ним на фестивале феноменально показали себя и другие ученики Захара Брона – 12-летняя Лея Чжу в Первом концерте Венявского и уже состоявшийся музыкант Федор Рудин, сын Александра Рудина. Первый концерт Шостаковича в его исполнении стал конгениальной исповедью, в которой боль композитора о судьбах страны и мира отдавалась в каждой ноте.

Личными открытиями нового фестивального выпуска стали Иван Пятков родом из далекого сибирского городка Карасук, исполнивший на эуфониуме Концерт для трубы с оркестром О. Бёме, и кларнетистка София Мехоношина, которая в зашкаливающе виртуозном исполнении Второго концерта для кларнета К.-М. фон Вебера дала все основания сравнить ее со знаменитой Сабиной Мейер.