ФЕСТИВАЛЬ, КОТОРОМУ ПОВЕЗЛО События

ФЕСТИВАЛЬ, КОТОРОМУ ПОВЕЗЛО

В подмосковном Музее-заповеднике «Горки Ленинские» прошел фестиваль JazzSeasons Игоря Бутмана

Фест в «Горках» в череде подобных мероприятий стоит особняком. Бутман и власти Подмосковья собирают «Джазовые сезоны» уже в пятый раз. Можно осмотреться и подвести первые итоги. Во-первых, open air проходит с безусловным успехом – поляна перед усадьбой была полностью заполнена. Ни одной бытовой проблемы при этом не возникло, но было очевидно: придет еще сотня-другая человек – и трудно будет всем. Во-вторых, мероприятие имело явно комфортную и позитивную ауру.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ – АВТОГРАФ ЗВЕЗДЫ

«Джазовым сезонам» повезло – со звуком, с публикой, имиджем и, главное, – с настроением. И очевидно, что это везение было делом рук человеческих. Фестиваль подчеркивал свой дух мелочами. Место проведения напомнило о себе по пути на концерт. Дети сидели на коленях у каменного Ленина, девушки-волонтеры показывали дорогу через лес – к усадьбе. Автограф у Бутмана кто-то ухитрялся получить уже на входе – на купленном тут же виниловом альбоме группы «Кино», в записи которого саксофонист участвовал в 80-х годах. Впрочем, и во время самих концертов Игорь Михайлович нередко выходил пообщаться со знакомыми и коллегами на дорожках парка, не отказывая желающим сфотографироваться. Этот «аттракцион» – фото с Бутманом – работал прекрасно.

Главной была музыка, и она оставила летнее, солнечное послевкусие. Джаз иногда просто обязан быть таким – умиротворяющим и убедительным. Концертную программу открыл Алекс Ростоцкий. Музыку его бэнда формировали разнообразные влияния от африканских и еврейских мотивов до европейского фьюжна. Ростоцкий известен и как живописец, его музыка креативная, мистическая, порой тоже словно рисует звуком – то пейзаж, то орнамент.

Далее выступал Валерий Сюткин. Уже объявляя его, Бутман говорил про Алексея Алексеевича Кузнецова – замечательного гитариста, мастера аккомпанемента, чей инструмент звучит, например, в фильмах «Жестокий романс» и «Семнадцать мгновений весны». Его участие в проекте Сюткина «Light Jazz» и, в частности, на альбоме «Москвич-2015», придают музыке ощущение свободы и качества. Кузнецов и аккордеонист Александр Мартиросов импровизировали, группа создавала тот радостный ритм – свинг, который и отличает классический джаз. На этом фоне роскошно выглядел и лидер, при том, что вокальных чудес «стиляга из Москвы» не демонстрировал и относился к этому весьма иронично. Но с такими музыкантами и ностальгическим репертуаром на грани джаза и эстрады сет Валерия стал одним из пиков феста, такой позитивной реакции от аудитории, неподростковой и разностильной, видеть не приходилось давно.

Бэнд исполнил «Почему, отчего…» Андрея Эшпая, «Август» Яна Френкеля. Сюткин, провозглашая формулу «Джаз – это когда интеллигентному человеку приятно!» (по аналогии с известным ироничным определением блюза – «когда хорошему человеку плохо»), исполнил «Московские окна» Тихона Хренникова, уравновесил географию репертуара вещью «Ленинградские мосты». Затем прозвучали «Как жаль», «Стильный оранжевый галстук» и другие хиты из репертуара группы «Браво» и «Ребята 70-й широты» Станислава Пожлакова. Валерий помахал парившему над народом квадрокоптеру с видеокамерой и исполнил в финале «Дорогие москвичи».

Затем играл ансамбль Давида Голощёкина – легендарного питерского джазмена-мультиинструменталиста, одного из самых звездных участников фестиваля. Голощёкин исполнял интеллигентную бодрую музыку, с ним выступила певица Юлия Касьян, которая начала сет с гершвиновской «But Not for Me». В этот день ждали выступление трио заокеанских гастролеров – Ларри Голдингс / Билл Стюарт / Питер Бернстайн, которое прекрасно вписалось в общее позитивное настроение. Американцы – импровизаторы, спокойные и мелодичные – установили на сцене орган и вызвали серьезную овацию.

Завершили первый день праздника Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр. «Дождь не придет!» – заявил бэндлидер перед выступлением, и это было похоже на приказ. Прогноз был не слишком оптимистичным, но даже погоду удалось уговорить. Небеса чуть побрызгали на публику и послушно просветлели. Оркестр же сыграл феерично и со множеством бисов. С Бутманом выступил и Голощёкин, когда-то давно давший молодому саксофонисту дорогу в джаз, и вокалистка Виктория Каунова.

ДЕНЬ ВТОРОЙ – ПРИТАНЦОВЫВАЯ

В воскресенье сначала выступало питерское Трио Андрей Кондаков / Владимир Волков / Гарик Багдасарьян – изысканно, свежо и виртуозно. Далее группа Under Influence отлично играла мейнстрим. Запомнилась вокалистка Василиса Мороз и мамочки с младенцами на руках, танцующие среди публики.

Бэнд – Олег Аккуратов (вокал, фортепиано) / Эдуард Зизак (барабаны)/ Сергей Корчагин (бас) / Евгений Побожий (гитара) –  играл джазовую классику, блестящую мелодию из «Умки», которая перешла в «O, Sole Mio», «Ничего на свете лучше нету», «Великолепная пятерка и вратарь» с блестящим соло саксофона. Аккуратов спел «Mister Magic» Гровера Вашингтона–младшего, группа показала, как она играет фанк, и разогрела публику перед следующими артистами.

Джазовые фестивали от подмосковного «Усадьба Джаз» до швейцарского «Монтрё» нередко включают в сет-лист поп-звезд, отбирая, естественно, музыкантов мастеровитых и творческих. Выбор команды «Джазовых сезонов» пал на второй день на московскую группу Guru Groove Foundation, исполняющую танцевальный джаз-фанк. А хедлайнером форума стал американский трубач Кристиан Скотт, по определению прессы, «архитектор нового коммерчески успешного джаз-фьюжна» – современный лидер стиля. В его звуке ритмы часто джаз-роковы, а соло, хотя и изобретательны, но не сложны для восприятия.

Именно безупречное мастерство и коммерческая ориентированность формируют облик новых звезд жанра. Можно тут вспомнить и Роберта Гласпера, приезжавшего в этом году на московский фестиваль «Триумф джаза». Их музыка нравится людям и устанавливает новые ориентиры для музыкантов.

Фестиваль преуспел и в показе новых направлений, и в доказательстве нужности людям мейнстрима. «Сезоны» давали возможность порисовать, поваляться под джаз на надувных ламзаках и биванах – ощущение комфорта было явным. Под эту музыку можно было просто гулять по парку, она создавала совершенно особое ощущение «умного» отдыха. Работало на атмосферу и множество маленьких детей, которых привели с собой фаны. Джаз в «Горках» лучше всего было слушать пританцовывая – это была не заумная и не занудная музыка, а создание хорошего тонуса – один из главных признаков стиля.

Гимн высокому искусству и подлинной человечности События

Гимн высокому искусству и подлинной человечности

В Московской консерватории прошел XIV Международный фестиваль Ростроповича

Если бы Брукнер был башкиром События

Если бы Брукнер был башкиром

В Уфе прозвучала премьера Первой симфонии Дмитрия Крюкова

Непрошедшее время Юрия Темирканова События

Непрошедшее время Юрия Темирканова

В Московской консерватории открылась выставка, посвященная легендарному дирижеру

Открывая заново забытые шедевры События

Открывая заново забытые шедевры

В Рахманиновском зале прозвучали сочинения Глинки в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики»