«Музыкальная жизнь» запускает рубрику Playlist. В ней музыканты делятся своими впечатлениями от прослушанных записей и рекомендуют их читателям сайта. Первым героем рубрики выступил дирижер Филипп Чижевский.
Г. Малер – Симфония №7
Дирижер – Клаус Теннштедт, Лондонский филармонический оркестр
Запись 1993 года
В Седьмой симфонии Малер словно приподнимается над земными звуками и ощущениями. Он апеллирует не свойственными ему ранее средствами, что явно слышно в четвертой части «Nachtmusic» – она напоминает скорее пуантилизм нововенцев, чем самого Малера. Также в оркестровку 4-й части Малер добавляет гитару и мандолину, что напоминает нам опусы Антона Веберна. Финал предлагает дирижеру решить непростую задачу формы, а именно: скрепить огромное количество разнородных музыкальных сегментов воедино, и, на мой взгляд, Клаус Теннштедт блестяще с этим справился.
А. Берг – Концерт для скрипки с оркестром
Солистка – Акико Суванаи, дирижер – Пьер Булез, Молодежный оркестр Густава Малера
Запись 2003 года
Не могу сказать, что я большой поклонник Пьера Булеза как дирижера, но ценю его честное прочтение партитуры. За пульт он встал по необходимости, так как в то время современная музыка не была столь популярна среди дирижеров. В итоге, дирижирование стало вторым, а возможно и первым занятием в его жизни.
И. Стравинский – «Весна священная»
Дирижер – Франсуа-Ксавье Рот, ансамбль Les Siècles
Запись 2013 года
В этом исполнении используются инструменты начала XX века, которые, собственно, и были задействованы в премьере «Весны священной» в 1913 году.
Франсуа-Ксавье Рот, кстати, превосходно исполняет и барокко, что мне близко.
В.-А. Моцарт – Концерт №21 для фортепиано с оркестром
Солист – Малколм Билсон. Дирижер – Джон Элиот Гардинер, ансамбль English Baroque Soloists
Запись 1999 года
Один из самых популярных концертов Моцарта. Малколм Билсон здесь играет на хаммерклавире в сопровождении оркестра под управлением Гардинера. Для меня, как человека, занимающегося историческим исполнительством, это очень интересно. Кстати, Билсону удалось реализовать непростую задачу – записать все концерты Моцарта.
Л.В. Бетховен. Симфония №3 («Героическая»)
Дирижер – Пааво Ярви. Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена
Ж.-Ф. Рамо – «Бореады»
Дирижер – Марк Минковски. Ансамбль Les Musiciens du Louvre
С. Шаррино – «Голоса за стеклом» для меццо-сопрано и инструментального ансамбля (Четыре пьесы Джезуальдо)
Четырехчастный камерный цикл, состоящий из двух мадригалов 6-й книги Джезуальдо – «Moro, lasso» и «Tu m’uccidi, o crudele». Слушая эту музыку мы не понимаем какие инструменты звучат. Звучание гипераутентичное, хотя на самом деле задействованы современные инструменты: басовая флейта, английский рожок, бас-кларнет, скрипка, альт, виолончель, рояль, используемый как в крайних участках диапазона, так и как щипковый инструмент, всевозможная перкуссия. Все инструменты играют в непривычных тесситурных условиях, и это обеспечивает непривычное звучание. Немецкий композитор Изабель Мундри в 2004 году написала для идентичного состава «Dufay-Bearbeitungen» (на музыку Дюфаи) с той разницей, что использовала четыре возможные флейты вместо одной басовой, как у Шарино. Это тоже прекрасная музыка, которую она довольно интересно препарировала. Транскрипция в XX веке дала свои всходы. Это направление, которое, на мой взгляд, нужно развивать современным композиторам.
Д. Лигети – Концерт для фортепиано с оркестром
Солист – Пьер-Лоран Эмар
Д. Лигети – Реквием
Солисты – Барбара Ханниган (сопрано), Вирпи Рэйсенен-Мидт (меццо-сопрано)
Дирижер – Эса-Пекка Салонен. Оркестр Радио Франции, Хор Французского радио
И.С. Бах – Месса h-moll
Дирижер – Марк Минковски. Ансамбль Les Musiciens du Louvre