На коротком поводке, или Между капустником и триллером События

На коротком поводке, или Между капустником и триллером

IV Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера»: события и результаты

Конкурс «Нано-опера», который придумал создатель и генеральный директор–художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, – ​явление уникальное. Уже в четвертый раз с 2013 года проходит соревнование молодых оперных режиссеров. В первом туре задача состоит в том, чтобы, уложившись в десять минут, поставить арию из оперы, во втором туре – ​дуэт; третий тур – ​постановка массовой сцены, и на это отводится пятнадцать минут. При этом по результатам голосования жюри после каждого тура выбывает три участника.

На конкурс было представлено примерно полторы сотни заявок. После того, как международное жюри отсмотрело работы, присланные на конкурс для предварительного отбора участников, для участия в конкурсе осталось тринадцать молодых режиссеров из России, Украины, Италии, Испании, Аргентины, Израиля, Кубы, Великобритании. Соответственно, во втором туре свои творческие возможности показали десять конкурсантов, в финал вышло семь.

Общественную значимость конкурсу придавало освещение его в печати участниками медиа-жюри, которое, со своей стороны, оценивали работы участников конкурса. Кроме того, телеканал «Россия – Культура» вел постоянную онлайн-трансляцию в интернете, которую посмотрело до миллиона зрителей.

В сущности, для молодых режиссеров этот конкурс был своеобразным рынком труда: это был их шанс показать свои способности, свою манеру работать, свой профессионализм большому числу специалистов, каждый из которых мог стать потенциальным работодателем, и, кроме того, конкурс мог принести какие-то совершенно неожиданные приглашения. И даже просто возможность того, что твое имя станет известным на мировом уровне, и это даст шанс на возможные интересные перспективы в дальнейшем.

Еще один бонус, что с конкурсантами работали совершенно потрясающие артисты «Геликон-оперы». Ведь такие солистки, как Ксения Вязникова, моментально понимая замысел режиссера, превращала его идею фактически в свой бенефис. И когда они начинали работать на одной волне с режиссером, результат вызывал восторг и аплодисменты среди профессионалов, людей доброжелательных, но критичных.

Фаворитом конкурса стала Ляйсан Сафаргулова, которая, помимо первой премии и приза зрительских симпатий, получила от члена жюри, художественного руководителя Оперного фестиваля в Уэксфорде Розетты Кукки приглашение на фестиваль 2020 года для постановки барочной оперы (фестиваль будет посвящен произведениям Шекспира).

В первом туре Ляйсан поставила Арию Кащеевны из оперы Римского-­Корсакова «Кащей Бессмертный». Фактически это был дуэт, потому что Кащеевна накрыла столик на двоих, кавалером был бессловесный и обездвиженный объект страсти, и весь этот номер был непрекращающимся каскадом активных и неожиданных действий Кащеевны, которой, в сущности, всё равно. Ей важно отработать весь ритуал вечернего ужина на двоих, но, к сожалению, неудачное движение столовым ножом приводит весь этот ужин к преждевременному трагическому финалу. При том, что не было ни секунды, в которой бы что-нибудь не происходило бы, вся парадоксальность и жесткий юмор постановки усиливались блистательным дуэтом К. Вязниковой и А. Вертоградова (миманс).

Ляйсан Сафаргулова. «Золотой петушок»

Во втором туре, в дуэте Виолетты и Жермона, Ляйсан была традиционнее, менее интересна, там было всё вполне академично и без ожидаемой искры, но зато в третьем туре, в постановке массовых сцен, она отыгралась по полной. Это был фрагмент «Золотого петушка», сцена из третьего акта, возвращение царя с молодой женой. Там работала каждая деталь: толпа народа, которая следит за траекторией невидимого зрителю летательного аппарата, на котором прибывает молодая чета со свитой; персонаж второго плана из хора – девушка с кокошником набекрень и хлебом-солью, которая всё время оказывается не там, где надо; БДСМ‑отношения между Шемаханской царицей и царем, которые столь же пародийны, как и всё остальное в этой сцене, и счастливый царь в ошейнике и на ремне кланяется столь же счастливому народу.

Очень любопытно выстроил свои выступления Стефано Симоне Пинтор из Италии, выбрав на всех трех турах фрагменты из оперы Леонкавалло «Паяцы». Судя по всему, у него готова опера целиком, и для конкурса он взял номера, подошедшие по регламенту.

«Паяцы» Пинтора поставлены в антураже и режиме съемок телевизионного реалити-шоу. Баллада Недды была предложена как сольный номер с микрофоном, и это было абсолютно органично с точки зрения соответствия музыки и действия: очаровательная Ольга Толкмит спела и сыграла первое выступление юной девы на ТВ. Дуэт Тонио и Недды был выстроен на контрасте характеров – трепетная Недда и Тонио (Михаил Никаноров) – не вполне адекватный наркоман с синдромом Туретта. А массовой сценой третьего тура стал хор колоколов из первого акта оперы, выполненный как кастинг в студии, когда из общей массы один за другим к ТВ‑камере выходят персонажи и показывают свои возможности. Эта идея помогла выстроить сценическую логику и процесс всего действия.

Ксения Вязникова и Алексей Вертоградов

Стефано Симоне Пинтор разделил вторую премию с конкурсанткой из России Елизаветой Корнеевой, которая в первом туре поставила, на мой взгляд, не очень удачно Арию Роберта из «Иоланты»: желание максимально далеко уйти от традиции привело к тому, что получилось нечто близкое к капустнику. Зато во втором туре была показана работа с дуэтом из «Мазепы» Чайковского, очень драматичная, отчасти парадоксальная (Любовь Кочубей приходит с топором, чтобы припугнуть свою дочь Марию и заставить ее спасти от смертной казни отца). Но Елизавете Корнеевой не хватило времени (она не уложилась в отведенные десять минут), и когда этот дуэт был показан уже целиком в гала-концерте победителей конкурса, он прозвучал еще ярче и значительнее, потому что там выстроилась задуманная драматургическая идея общности двух женщин-антагонисток.

Третьей премии был удостоен Михаил Сабелев, сначала выступивший не очень убедительно с арией Владимира Игоревича из «Князя Игоря», трактовав ее в стилистике режоперы и подменив все смыслы, какие только возможно. Зато дуэт Самозванца и Марины Мнишек был поставлен очень исторично, работая на поведенческом контрасте слабохарактерного полудикаря из далекой Московии и надменной Марины, мало того, что совершенно из иной цивилизации, так еще и мастерски манипулирующей влюбленным Самозванцем. А Сцена метели из «Кащея Бессмертного» была поставлена им «не по-театральному» кинематографично – с огромным количеством деталей, персонажей, характеров, разных планов.

Очень музыкальным, именно оперным режиссером показал себя Ари Теперберг из Израиля, он получил приз зрительских симпатий. Его постановки «Свадьбы Фигаро», Секстета и хора из «Кармен» и дуэта Азучены и Манрико из «Трубадура» были словно привязаны к музыкальному материалу.

Игорю Бондаренко, безусловно, удалась несколько парадоксальная (героиня находится за рулем автомобиля), но очень органичная постановка арии Принцессы де Буйон из «Адрианы Лекуврёр» Чилеа, в успехе которой вновь заслуга Ксении Вязниковой. А его работа с хором и солистами в Сцене казни из «Мазепы» Чайковского просто является абсолютно готовым фрагментом спектакля, достойной любой оперной сцены. Игорь Бондаренко получил приглашение от главного режиссера Новосибирского театра оперы и балета Вячеслава Стародубцева на постановку.

Можно не сомневаться, что результаты этого конкурса в обозримом будущем скажутся на профессиональной карьере всех участников конкурса, как это произошло с лауреатами предыдущих конкурсов «Нано-опера», к примеру, обладателем Гран-при первого конкурса Дмитрием Белянушкиным, поставившим на сцене «Геликон-­оперы» «Паяцы», а также ряд спектаклей в Большом театре; Филиппом Разенковым, лауреатом второй «Нано-оперы», ставшим главным режиссером Башкир­ского театра оперы и балета в Уфе; победителем третьего конкурса Русланом Бицоевым, который в будущем году поставит в «Геликон-опере» «Синюю бороду» Оффенбаха…

Конкурс «Нано-опера» дает импульс к профессиональному развитию оперной режиссуры, к появлению нового поколения оперных режиссеров, и энергия этого импульса вполне велика для того, чтобы дать свои результаты на самом широком международном уровне.

Финал гала-концерта
Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»