Эта девушка, режиссер Башкирского оперного театра, сразу обратила на себя внимание нетривиальными режиссерскими решениями, но при этом не вычурными, не вампучными, а осмысленными, ироничными. Подкупила Ляйсан Сафаргулова (ЛС) и глубоким знанием музыки: все репетиции она проводила с клавиром в руках, детально и подробно. Ольга Русанова (ОР) обсудила с ней столь успешное для нее соревнование.
ОР Что вам дал этот конкурс? Насколько ожидания совпали с реальностью?
ЛС В первую очередь это опыт, который нельзя купить. Я ожидала чего-то необычного, но реальность превзошла мои ожидания, потому что это совершенно особый театр, особые артисты. Да и сам формат уникален. Атмосфера была очень комфортная, участники относились друг к другу по-дружески. Громадную поддержку мы получали и от солистов и артистов хора, они давали много ценных указаний, помогали так, что мы даже не успевали заволноваться.
ОР Вы, наверное, вернетесь домой другой – какой?
ЛС «Геликон» отличается от многих оперных театров, и мы уже успели привыкнуть, что за 10 минут репетиции здесь все происходит как по мановению волшебной палочки. В реальности же все несколько иначе – мы сталкиваемся с трудностями, проблемами. Ну а вообще, мне хочется только одного: творить, работать, полностью погрузиться в мир оперного театра. И совсем не хочется отдыхать.
ОР У вас в Уфе были свои спектакли?
ЛС Если говорить о самостоятельных работах, то это только детские спектакли и концертные театрализованные программы. Больших постановок у меня еще не было. Я была только в качестве ассистента у таких замечательных режиссеров (в том числе и лауреатов «Нано-оперы»), как Филипп Разенков (главный режиссер Башкирского театра оперы и балета), Павел Сорокин и Дмитрий Белянушкин. Но теперь, может быть, наше руководство обратит на меня внимание? Я очень надеюсь на это.
ОР Что бы вы поставили в первую очередь, если бы могли выбирать?
ЛС Я бы хотела поставить «Огненного ангела» Прокофьева, правда, для этой оперы нужен очень крепкий артистический состав. А еще – оперу Леонкавалло «Паяцы».
ОР Классика или современная опера? Каковы ваши предпочтения?
ЛС Я очень люблю классику. Особенно оперы русских композиторов, одна из моих любимых опер – «Борис Годунов» Мусоргского.
ОР Вы работали на «Нано-опере» с нотами в руках. Это, на ваш взгляд, принципиально для оперного режиссера?
ЛС Мне кажется, оперному режиссеру необходима работа с партитурой – как при подготовке к постановке, так и во время репетиции. Это очень упрощает коммуникацию с артистами.
ОР Вы получили специальный приз от крупного ирландского фестиваля (Wexford Opera Festival) – постановку оперы. Это очень круто, поздравляю вас! А что это будет конкретно, уже известно?
ЛС Вообще, это фестиваль редких барочных опер. Дмитрий Александрович Бертман сказал, что предстоящий фестиваль посвящен Шекспиру, и опера будет на сюжет его произведения. Но точного названия я пока не знаю.