На нейтральной территории музыки События

На нейтральной территории музыки

«Славянский Базар в Витебске» прошел в 28-й раз

Из Москвы или любого другого российского города сложно себе представить, что такое «Славянский Базар». У нас таких фестивалей, полностью преображающих жизнь и облик целого города на неделю с гаком, просто нет. Пытались в Плесе, но не получилось. Ближе всего к происходящему в Витебске подходит сравнение с Pflasterspektakel в австрийском Линце или Авиньонским фестивалем во Франции.

Весь исторический центр Витебска превращается в середине июля в одну огромную арт-площадку, причем круглосуточную. На каждом шагу – концерты, спектакли академических и уличных театров, танцы, поющие бабушки из народных коллективов, фаерщики, кухни народов мира, художественные выставки… Город переливается миллионами огней. На главной арене фестиваля, шеститысячном Летнем амфитеатре, концерты поп-звезд могут начаться в четыре часа ночи (или утра?). Иными словами, тут постоянно кто-то поет или что-то происходит, в любое время дня или ночи. Сюда приезжают из Минска на один концерт, или селятся тут на неделю, чтобы увидеть больше. И даже вечный недостаток гостиниц в Витебске совсем не мешает людям раздобыть где-то жилье и расслабляться в этой приятной фестивальной кутерьме.

У фестиваля сложная судьба. Он начался в 1992 году как «ответ культуры» на развал СССР и объединил белорусских, российских и украинских артистов вокруг конкурса молодых исполнителей популярной музыки под оркестр без фанеры и обязательно с песнями славянских авторов. Из-за безденежья он мог умереть (собственно, и умирал на несколько лет). Фестиваль финансово поддержал президент Лукашенко, увидевший в нем способ неформального общения со странами-соседями. А потом появилось «Союзное государство», и фестиваль повесили на его бюджет. Украины в этом союзе нет, но ее артистам всегда тут рады, да они и приезжают постоянно. Как и грузинские, молдавские и какие угодно. Тут  нейтральная территория. И тут звучит музыка.

Главные сборные концерты фестиваля в прямом эфире показывает главный же местный телеканал «Белорусь 1», а на следующий день – телеканал «Россия 1». Так что итоговый охват огромен, хотя эти сборные концерты и конкурс молодых эстрадных артистов – лишь малая часть фестиваля. На конкурсе в разные годы побеждали такие известные ныне артисты, как Таисия Повалий (в этом году она дала сольник, а на площади открыли ее Золотую именную звезду), Руслана, Теона Дольникова, Петр Елфимов, Димаш Кудайберген и др. Сейчас победил казах Адильхан Макин. Посмотрим, как у него сложится карьера.

Что любят на фестивале, так это сольные концерты российских поп- и шансон-звезд. Но был и рок. Свои сольники (и тоже с аншлагом) дали «Кипелов» и Светлана Сурганова. Тут уже совсем живой звук, и полноценные концертные сеты. Сурганова, например, привезла свою юбилейную программу (в честь 15-летия группы) из лучших песен, и прозвучала чрезвычайно убедительно. Ее верхний регистр чист и прозрачен, а аранжировки свежи и звучат как настоящая стена звука. Да и старая гвардия в лице Валерия Кипелова не подкачала. Начался же фестиваль с концерта «Классика и рок», где с Президентским оркестром Белоруссии п/р Виктора Бабарикина пел легенда рока Joe Lynn Turner (вокалист Deep Purple и Rainbow), а также Алессандро Сафина, Суми Чо, Ксения Дежнева и Винсент Никло. Попытки кроссовера были в чем-то удачны, в чем-то нет, но финальная Smoke on the Water объединила все так, как надо. И зал тоже.

Более-менее академическая и джазовая программа — как всегда, в филармонии. Солистка Латвийской национальной оперы меццо Илона Багеле показала моноспектакль на музыку Астора Пьяццоллы с камерным составом из оркестра этой же оперы. Изысканные видеопроекции, аутентичные аранжировки от аргентинца Фернандо Марзана, продуманный свет, – не понадобились даже танцоры. Атмосфера танго и романтики передана минималистично и точно. В низах Илона порой переходила почти на рэп, чтобы передать страстный поток эмоций. Цельное и красивое шоу.

Знаменитый украинский тенор Владимир Гришко занят сейчас, оказывается, сохранением памяти о Муслиме Магомаеве. Он собрал эстрадную группу (хотя на сцене много говорил о желании петь под оркестр) и поехал в большой тур с песнями Магомаева, которого лично знал и даже планировал сделать с ним совместный концерт в Киеве. Увы, не успел… В прошлом году пел на открытии памятника Магомаеву в Киеве, а теперь вот – в Витебске. Можно относиться скептично к тому, что драматический тенор поет песни баритона, – но на деле это едва ли ни лучшее исполнение песен Магомаева на памяти автора. Бережно, деликатно, с глубинным пониманием смысла (чего так не хватает многим молодым баритонам, делающим «кассу» на имени Магомаева). Истинно благородная постановка голоса, свойственная советской певческой школе. Пусть где-то шалят/посипывают низы, но в середине и верхнем регистре Владимир Гришко звучит объемно, мощно и при этом деликатно. Невероятные впечатления, словом.

Израиль прислал известного джазового пианиста и шоумена Леонида Пташку и детскую хоровую и инструментальную самодеятельность. Дети удивили увлеченной любовью к своему наследию — и вокальная группа «Виланелла», и ансамбль скрипачей «Кантабиле» если и сбивались с нот, то компенсировали это трогательными эмоциями к израильским народным песням. Зрители в зале чуть не плакали. А Леонид Пташка собрал в Витебске настоящий джазовый дрим-тим! Судите сами: Анатолий Кролл, Игорь Бриль, американский виртуоз гитары Рон Джексон, тромбонист и вокалист Stafford Hunter (из современного оркестра Дюка Эллингтона), зажигательная певица Хилари Моника Сорджант (Тринидад и Тобаго) и даже английский харизматичный певец Рой Янг. И тут было все — мейнстрим, джаз-ворлд, фанк, соул, авангард, минимализм — все сплелось в этом карнавале первоклассных джазовых музыкантов и вокалистов. Сам Леонид Пташка то показывал чудеса виртуозности, то скромно уходил на задний план ради коллег. Рой Янг на I Feel Good вытащил из зала двух зрительниц на подпевки, а одна из них оказалась явно певицей, и как запела! На бис выбрали Hit The Road Jack — и это был фейерверк из сольных импровизаций каждой из звезд на сцене.

Суми Чо

К слову о фестивальной атмосфере. Джаз был еще и в пресс-клубе. Ночные джемы с теми же Кроллом, Брилем, Пташкой и иностранными джазменами шли чуть ли не до утра. И это бесценно. За этнику на фестивале отвечал Омский русский народный хор, за прочий кроссовер — питерский «Терем-Квартет». Разве что грузинские хоры в этом году не приехали, они тут частые гости.

Из музейной программы стоит выделить выставку белорусских музыкальных инструментов из фондов Госмузея истории театральной и музыкальной культуры, – тут показали великое множество оригинальных инструментов, старинных, и при этом каждый из них звучит. На театральных сценах свои спектакли представили московские театры «Эрмитаж» и «На Юго-Западе», питерские театры «На Васильевском» и Театр кукол «Бродячая собачка», Рыбинский и Ивановский театры кукол, пензенский театр «Кукольный дом», пермский театр «Карабаска», киевский театр кукол «На левом берегу Днепра». А еще местный витебский театр «Лялька» и московская антреприза с Гаркалиным, Спиваковским, Аленой Яковлевой и Ольгой Прокофьевой. Увы, у автора на театр времени катастрофически не хватило. Как и на концерты китайского цирка, Госбалета на льду Санкт-Петербурга и звезд КВН. А это тоже все было тут. Но как найти на все время? В Витебске выступил и самый известный исполнитель песен Челентано (очень похож!) Маурицио Швайцер из Италии.

На закрытии фестиваля появилась еще и София Ротару, почти не дающая сейчас концертов. Ее встречали так, что вспомнились старые истории про Магомаева. Ротару показала новую песню «Музыка моей любви». Председатель жюри конкурса этого года Тамара Гвердцители успела дать полконцерта сольно, и несколько раз спеть на сборных концертах. Сопрано Ксения Дежнева, кажется, весь фестиваль от начала до конца пробыла здесь, а на закрытии вдохновенно и блистательно спела Hijo de la luna в танцевальном обрамлении солиста Большого театра Игоря Цвирко. Спели украинские поп-прима Ирина Билык и новая звезда Alekseev.

Мультикультурность «Славянского Базара в Витебске» – главный фактор успеха. Музыка, театр, балет, КВН, цирк, – что угодно. Каждый найдет для себя тут ценное. И большие попсовые концерты на арене не более важны, чем песня Магомаева в исполнении Глушко или джазовые ночные посиделки в клубе с мэтрами жанра. Прощай, Витебск! И до встречи, чертяка!