Тридцать два года назад ленивые подростки поднимались рано утром, но вовсе не в школу. Голодные до музыки, они старались не пропустить новый выпуск только что появившегося «Молодежного канала» на радио «Юность». Наталья Бехтина, Леонид Азарх, Олег Гробовников общались не в записи, а живьем, в прямом эфире и разговаривали человеческим языком. Более того, они ставили актуальную молодежную музыку. Практически сразу в эфирном пространстве прозвучали звуки «На заре» московского коллектива «Альянс». Этот холодный романтический синти-поп вырос в настоящий хит и до сих пор остается самым узнаваемым творением группы. После этнозарисовок с певицей Инной Желанной группа пропала. А совсем недавно неопубликованный клип на песню «На заре» только за сутки набрал шестьсот тысяч просмотров на YouTube. Канал композитора Олега Парастаева оказался заблокирован – видеоплощадка решила, что это накрутки. Сейчас ролик доступен, все разрешилось благополучно. У группы вышло два альбома: никогда не издававшаяся официально лента 1987 года и альбом «Хочу летать», давно лежавший на полке.
Лидер группы Игорь Журавлев рассказал «Музыкальной жизни» о новом «Альянсе», девяностых и порассуждал, зачем же вернулись «романтики».
Эти песни были написаны давно, но нигде не выходили. Мы попытались их выпустить в 2003 году, однако проект пришлось заморозить. Материал пролежал шестнадцать лет в студии, а недавно поступило предложение его обнародовать, что совпало с нашими возможностями. Изначально не было идеи делать релиз под вывеской «Альянс», хотя с коммерческой точки зрения это, конечно, выгоднее. Я придерживался иного мнения насчет старого названия, но меня переубедили. Мы объединились с Олегом Парастаевым, в народе пошла молва. На мой взгляд, эти песни не вполне соответствуют стилистике и концепции «Альянса», а сейчас с новым составом мы играем музыку именно в духе «новой волны» – с этого и начиналась группа. С другой стороны, у многих коллективов бывают альбомы, которые несколько выбиваются из дискографии… В итоге мы решили выпустить пластинку как «Альянс».
Я выступаю музыкальным продюсером этого диска. Мой старинный друг и звукорежиссер Игорь Замараев присутствовал на нем косвенно, в качестве консультанта. Так как он живет в Норвегии, мы пересылали ему готовые варианты, а он помогал с технической стороны, мастеринга. В мои задачи входила аранжировка, оркестровка. Олег Парастаев спел четыре песни на этом альбоме. Еще в 2003 году я уговорил его записать трек «Иду один», и мне понравилось, как он это сделал.
Точка отсчета «Альянса» – 1981 год. Через два года мы отметим сорокалетие. Мы уже тогда играли «новую волну», слушали все новинки, доходившие до нас через дипломатов, профессоров, их детей. Нам не очень было интересно слушать Deep Purple или Uriah Heep – они для меня закончились еще в 1977-м. Мы искали другое: панк меня не особо привлек, равно как и стиль Clash, но зато «нововолновый» Adam and The Ants меня поразил.
Кому-то тогда нужен был Ottawan и Boney M, кому-то Rockets или Blondie. Мы играли в начале восьмидесятых в кофейне МФТИ, и публика, приходившая к нам на концерты, была «продвинутая» в плане музыки: с удовольствием слушали наши «кавера» на Police, Blondie. Исполняя всех новых героев рока, мы старались понимать и учиться у них.
На фестивале в Долгопрудном мы впервые исполнили наш первый хит – «Я медленно учился жить». Тогда всю музыку писал Сергей Володин. Олег Парастаев не имел отношения к группе в 1981–1986 годах, хотя мы были знакомы. Мои две песни прозвучали на том фестивале, но они нигде не были изданы – в те времена у нас не очень складывалось со звукозаписью. А после Долгопрудного мы подружились с группой «Последний шанс», сделали совместную программу и поехали на гастроли.
В Москве в эпоху Андропова со всеми его запрещенными списками, где мы были в первых рядах, тогда больших концертов мы не давали. Наступила апатия, депрессия, и группа распалась и возродилась концертом в «Метелице» в 1986 году. Перестройка вдохнула в нас силы, задули новые ветра. Западные новые имена давали вдохновение: Tears For Fears, Depeche Mode, a-ha. На том концерте в «Метелице» выступали группы «Черный кофе» и «Поп-механика» Курехина – тогда еще Цой выходил на сцену, и они устраивали смешные перформансы. Но Москва и Питер не дружили, мы сидели «за разными столиками».
Эту песню – «На заре» – принес Олег Парастаев. Вначале был один куплет, его переделали, совместив с припевом, и занялись аранжировкой. Именно эта песня и пошла в массы. Снятый клип, увы, забраковали. Нас показывали в программе «Взгляд», но это были совсем другие съемки.
Уже в то время мне хотелось исполнять более живую музыку, и наши пути с Олегом разошлись. После концертов в Европе наступило опустошение: групп подобного плана в мире было очень много, и нам там не находилось места. Помню, как мы летели из Копенгагена с Игорем Замараевым, обсуждая, каким путем идти дальше. Решили, что нужно брать ориентир на что-то русское. Тогда же нас познакомили с Инной Желанной, мы сделали для нее аранжировки. Тогда пришло понимание, что это перспективное направление. Мы поменяли состав – пришли Сергей «Гребстель» Калачев, Владимир Миссаржевский, Константин Баранов. Появлялись одна за другой песни – «Встаньте братья», «На восток», «Всадники», – и получился альбом «Сделано в белом», которым я могу гордиться.
Через какое-то время Баранов и Гаврилов уехали в Америку, Замараев – в Осло, все стало разваливаться на части. Инна начала сольную карьеру, а я остался не у дел и пустился по клубам, в подполье. В девяностые я «клубился» с лидером «Матросской тишины» – до сих пор считаю эту группу лучшей в московском андеграунде. В 1994 году в Париже мы взяли гран-при, для этого с трудом набрав состав с барабанщиком Игорем Джавад-заде. Альбом был признан лучшим в стиле «world music», но, несмотря на это, моя обида росла. Девяностые – совершенно пустые для меня годы, хотя написанные в отчаянии песни «Солнце на небе» и «Родина» из того десятилетия исполняются до сих пор.
В 2003-м телеведущий Василий Стрельников пригласил нас на эфир своей программы «Супер!» на СТС, где мы исполнили «На заре» в millennium-версии. Я снова воссоединился с Парастаевым, но альбома тогда не получилось. Нужно было еще немного времени.
После выпуска двух «старых» альбомов к нам вернулся интерес, и мы даже дали концерт на станции метро «Арбатская».
Сейчас подлинный «Альянс» это: Игорь Журавлев – вокал, Андрей Туманов – бас, мой сын Дмитрий Журавлев – ударные. На фестивале «Дикая мята» (28–30 июня) попытаемся собрать максимальное количество музыкантов прошлых лет – Инна Желанная дала свое согласие. Специальный фестивальный сет охватит все эпохи «Альянса»: прозвучат песни со всех альбомов группы!
Новый альбом в самом лучшем случае появится в октябре-ноябре 2019 года. Это будет «Альянс» в своем самом наилучшем проявлении.