Спонсором выступил благотворительный фонд «Балтийские музыкальные сезоны», главной целью которого является укрепление статуса фестиваля на международной музыкальной арене. С 2017 года Латвию уже успели посетить с концертами выдающиеся музыканты современности: Андрис Нельсонс, Элина Гаранча, Кристине Ополайс, а также зарубежные гости – Антонио Паппано (с римским оркестром Национальной академии Санта-Чечилия), Риккардо Мути с оркестром Луиджи Керубини (Равенна), Хуан Диего Флорес, Джошуа Белл, Денис Мацуев, Венский филармонический и Лейпцигский оркестр Гевандхауза.
Председатель фонда «Балтийские музыкальные сезоны» Пётр Авен искренне верит в светлое будущее нового музыкального фестиваля и возлагает большие надежды: «Латвия славится любовью к музыке, отсюда вышли выдающиеся музыкальные таланты, доставляющие радость и ставшие важными для людей во всём мире. После двух лет концертных серий “Балтийских музыкальных сезонов”, мы поставили перед собой ещё более высокую задачу – перейти на следующий уровень, создав новый фестиваль в знак признательности латвийским любителям музыки, одновременно привлекая к этому особому событию международную аудиторию».
Художественное руководство фестиваля «Рига – Юрмала» возглавил Мартин Энгстрём, интендант знаменитого швейцарского фестиваля в Вербье.
Мартин Энгстрём: «Программа 2019 года даёт представление о том, какого качества мы хотим достичь в совместной работе, объединив в фестивале известных музыкантов с восходящими латвийскими и международными талантами. Меня глубоко вдохновило и мотивировало желание фонда “Балтийские музыкальные сезоны” создать и развивать музыкальный фестиваль мирового уровня в таком красивом и историческом городе как Рига и в его знаменитом соседнем городе Юрмале. Мы будем использовать все связи и накопленный опыт, чтобы помочь новому фестивалю стать событием высочайшего уровня и привлекательным местом для звёзд классической музыки».
Итак, в рамках нынешнего летнего сезона проходят несколько музыкальных уикендов с участием ведущих оркестров мира и звездного состава музыкантов, среди которых: пианисты: Мюррей Перайя, Рудольф Бухбиндер, Юджа Ванг, Ян Лисецкий, Денис Кожухин, Сенг Чжин Чо, Люка Дебарг; скрипачи: Вадим Репин, Юлиан Рахлин, Александра Конунова; виолончелисты: Миша Майский, Эдгар Моро; вокалисты: Джозеф Каллейя, Беньямин Эппл. Гости фестиваля услышат выступления Израильского филармонического оркестра во главе с Зубином Метой, Лондонского симфонического оркестра под управлением Джанандреа Нозеды, а также Российского национального оркестра с Михаилом Плетневым.
Фестиваль «Рига–Юрмала» открылся концертами прославленного симфонического оркестра Баварского радио. К сожалению, в них не смог принять участие его главный дирижер Марис Янсонс. По рекомендации врачей маэстро сделал этим летом вынужденную паузу в своем интенсивном концертном графике. Заменяла дирижера Сусанна Мялкки, темпераментная финская дама, возглавляющая Хельсинский филармонический оркестр. Сусанна Мялкки обучалась игре на виолончели в Академии Сибелиуса, затем в Лондонской Королевской академии музыки и в Стокгольме. С 1995 года являлась концертмейстером виолончельной группы Гётеборгского симфонического оркестра, а в 1998 году принимала участие в семинаре дирижёров Академии Сибелиуса в Карнеги-холле (Нью-Йорк), которым руководил Эса-Пекка Салонен. Сусанна Мялкки является одним из самых востребованных дирижеров.
Оба концерта мюнхенского коллектива под ее управлением состоялись в Риге на сцене Латвийской Национальной оперы.
Программу первого вечера гастролей открыла Симфония № 1 ми минор, Сибелиуса. Утонченная манера дирижирования Сусанны Мялкки, стремление к качеству стали гарантией успешного художественного результата. Нежная, романтически окрашенная музыка Первой симфонии обрела свое истинное звучание в образной трактовке дирижера и музыкантов немецкого оркестра. Ярким контрастом музыке финского гения стал Второй концерт для скрипки с оркестром соль минор Прокофьева. Сольную партию виртуозно исполнил харизматичный Юлиан Рахлин, лихо преодолевший каскады стремительных пассажей под чуткий аккомпанемент баварского оркестра. Еще в конце 1970-х годов ребенком Юлиан эмигрировал с родителями из Советского Союза в Австрию. С блеском сделавший там музыкальную карьеру, Рахлин сегодня широко востребован в музыкальном мире. В последнее время он активно сочетает свою исполнительскую деятельность с дирижированием и признается, что это ему особенно помогает. Восторженная латвийская публика горячо приветствовала Юлиана Рахлина, музыканта несколько раз вызывали на сцену. На бис скрипач безупречно сыграл Третью сонату («Балладу») Эжена Изаи, изобилующую ярким спектром оттенков и технических сложностей. Программа концертов оркестра Баварского радио составлялась с учетом предложенных, горячо любимых Марисом Янсонсом произведений, в числе которых роскошная сюита вальсов из оперы Рихарда Штрауса «Кавалер роз». Под управлением Сусанны Мялкки сочинение прозвучало несколько суховато и прямолинейно, порой не хватало энтузиазма и воодушевления. Впрочем, у музыкантов оркестра Баварского радио эта музыка уже давно в крови, играют они ее всегда с большой самоотдачей, демонстрируя высочайшее качество звучания и перфектную игру. Ожидаемыми бисами от коллектива стали «Грустный вальс» Сибелиуса и «Смерть Тибальда», фрагмент балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева.
Лукас Генюшас
В числе основных приоритетов фестиваля «Рига – Юрмала» открытие новых имён, которые уже ярко заявили о себе в музыкальном мире. Два дневных концерта в рамках первого уикенда на сцене зала Большой Гильдии в Риге были посвящены фортепианной музыке. Перед зрителями выступили Лукас Генюшас, уже хорошо известный прибалтийской публике, а также молодой талантливый пианист из Великобритании Мартин Джеймс Бартлетт. В 2016 году он принимал участие в концерте по случаю 90-летнего юбилея королевы Елизаветы II в Соборе Святого Павла в Лондоне. Концерт транслировался в прямом эфире радио BBC. А еще этот темпераментный юноша стал одним из 27 артистов вместе с Элтоном Джоном и Стиви Уандером, которые были приглашены каналом Би-би-си для записи новой версии песни «God only knows», изначально исполненной американской рок-группой Beach Boys.
Джеймс Бартлетт
Исполнительской манере Бартлетта свойственны особая деликатность, глубина мысли, прозрачное туше и безупречная техника. Все эти качества были заметны в сыгранных им произведениях Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Ференца Листа, Энрике Гранадоса, Рихарда Вагнера – Ференца Листа, Сергея Прокофьева и Роберта Шумана.
Не менее впечатляющим был еще один камерный вечер, на сей раз в стенах Латвийской национальной оперы. Впервые на сцену вышли с совместной программой, составленной из сочинений австро-немецких классиков, Юлиан Рахлин (скрипка) и Рудольф Бухбиндер (фортепиано). Музыканты хорошо чувствовали и взаимодополняли друг друга на сцене, хотя без погрешностей в знаменитой Девятой «Крейцеровой» сонате Людвига ван Бетховена не обошлось. На протяжении сочинения чувствовался недостаток репетиций, возможно музыканты надеялись преодолеть этот технический момент, впрочем, на темпераменте обоих это ничуть не отразилось. Конечно, для подобных концертов в плане акустики театральная сцена Латвийской оперы никак не предусмотрена, и музыкантам все время приходилось корректировать баланс звучания.
Юлиан Рахлин и Рудольф Бухбиндер
Рудольф Бухбиндер впервые в Риге. Его очаровала красота величественного балтийского города. Возможно, эти благоговейные чувства музыкант воплотил в своей интерпретации Второго фортепианного концерта си бемоль мажор Брамса. Филигранная игра пианиста, сопровождаемая прилежным звучанием оркестра Баварского радио под управлением Сусанны Мялкки, вселила немало вдохновенных эмоций. В том же вечере прозвучали произведения Людвига ван Бетховена: Вторая симфония ре мажор и исполненная на бис увертюра к трагедии Генриха Коллина «Кориолан». Бетховен Сусанны Мялкки пылкий и экспансивный, она действительно не отпускала оркестр ни на секунду, всецело погружаясь в драматургию сочинения.
Сусанна Мялкки
Следующие музыкальные уикенды пройдут в августовские выходные на сценах комплекса Дзинтари в Юрмале – как в недавно отреставрированном Малом, так и в Большом зале под открытым небом.
Организаторы фестиваля планируют расширить его мероприятия до шести уикендов в 2020-м и до восьми в 2021 году.