В 2017 году Ярославской государственной филармонии исполнилось 80 лет. В честь этого знаменательного события с 8 по 15 сентября прошел цикл концертов «Юбилейная сюита». В его рамках ярославцы насладились выступлениями джазовых коллективов, ансамблей народных инструментов, Ярославского филармонического оркестра и хоровой капеллы, а также лауреата XV конкурса имени П. И. Чайковского Люки Дебарга
Венцом цикла стал концерт 15 сентября в Концертном зале филармонии, носящей имя великого русского певца Леонида Собинова. На него был приглашен Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, чей приезд стал возможным благодаря программе «Всероссийские филармонические сезоны» и поддержке Министерства культуры РФ. Предполагалось, что дирижировать будет В. И. Федосеев, которому в августе 2017 года исполнилось 85 лет и чье имя практически синонимично с БСО. Однако из‑за неважного самочувствия маэстро в последний момент на замену вышел второй дирижер оркестра Денис Лотоев. Концерт не был отменен, хотя обстоятельства позволяли. И это показательно, потому что БСО – один из тех коллективов, которые не ограничиваются домашней площадкой, а гастролируют по всему миру и играют под любой крышей. И конечно, по словам Лотоева, «важность региональных концертов исключительная». Они не только укрепляют международные и междугородние связи, но и дают повод для жителей глубинки насладиться игрой первоклассных коллективов. Вот и реакция соответствующая: «когда мы приезжаем в регион, публика ничуть не хуже, чем на престижнейших площадках мира».
Визитной карточкой БСО, безусловно, является Чайковский – именно интерпретации его симфоний и сюит сделали оркестр всемирно известным. Для жителей Ярославля Федосеев приготовил его Четвертую симфонию и сюиту из балета «Лебединое озеро». В отличие от большинства балетных сюит, составленных самими композиторами, в данном случае Владимир Иванович сделал свою версию, подобрав номера по принципу контрастности: характерные номера (танцы и лирические сцены) перемежаются с драматическими (интродукция и финал IV акта). Мы помним, что у «Лебединого озера» есть разные версии финала: в данном случае выбрана оптимистическая трактовка и торжествуют добро и любовь.
Оркестр звучал слаженно и собранно, не увлекаясь мелодраматическими эффектами, столь частыми в интерпретациях Чайковского. Возможно, темпы в сюите могли показаться слишком быстрыми тем, кто привык слушать музыку «Лебединого озера» только в театре. Однако балетным дирижерам необходимо считаться с хореографическими идеями постановщиков и с возможностями артистов, в то время как симфонический оркестр совершенно свободен в этом плане. Нигде это не выразилось лучше, как в «Испанском танце», сыгранном на бис – он просто‑таки пронесся вихрем.
И в симфонии «ударной» частью стал финал, запечатлевший исповедь героя «средь шумного бала». Не так часто оркестр удостаивается стоячих аплодисментов, но здесь они были более чем оправданы – это знак глубокого уважения. Поневоле приходят на ум слова Лотоева по поводу своей миссии: «Люди везде одинаковые. Им всем нужна какая‑то частичка радости и тепла. Если нам удается это дать – замечательно!»
Фото предоставлены пресс-службой БСО