Благодаря маленькой трагедии Пушкина, опере Римского-Корсакова и фильму «Амадей» имя Сальери знакомо широкой публике, даже если его музыка сейчас не пользуется популярностью. Вокально-инструментальный ансамбль Les Talens Lyriques (под управлением Оливье Шнеебели) и хор Les Chantres du Centre de Musique Baroque de Versailles (худрук – Кристоф Руссе) еще 6 лет назад начали цикл из трех французских опер Сальери, выпустив «Данаиды» в 2013-м, «Горации» в 2016-м и «Тарар» в июне этого года на лейбле Aparté. При жизни Сальери «Тарар», безусловно, считался вершиной его оперного мастерства, принеся композитору триумф во Франции и за ее пределами. Даже в маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» можно найти упоминание об этой опере: «Да! Бомарше ведь был тебе приятель; Ты для него “Тарара” сочинил, Вещь славную».
Сюжет переносит зрителей во времена Древней Персии. Ей правит султан Атар (Жан-Себастьян Бу). Его сердце переполняет зависть к капитану султанской армии Тарару (Сириль Дюбуа), за его популярность, благополучие и удачливость. По приказу Атара генерал Альтамор (Филипп-Николя Мартен) похищает жену Тарара Астазию (Карин Дешайе) и переправляет ее в гарем Атара под именем Иризы. Тарару предстоит освободить свою жену с помощью преданного ему главного евнуха Кальпиджи (Энгерран де Ис) и разобраться с кознями главного жреца Артенея (Тассис Христояннис). Опере также предшествует пролог, где боги стихий, Природа и Огонь, создают людей и наделяют их качествами и социальным статусом. В конце оперы боги вновь появляются, чтобы озвучить мораль: не положение в обществе, а характер определяет человека.
В либретто причудливо смешались жанры комедии положений, драмы, оперы спасения и аллегорического представления. В этом плане «Тарар» находится на пике влияний эпохи, поскольку еще со времен Глюка композиторы отказывались от жестких рамок оперных жанров seria и buffa. При этом зрителя ожидает множество буффонных штампов – от переодевания до маскировки одного персонажа под другого. Возможно, что Бомарше не отказал себе в удовольствии высмеять свои же ранние пьесы, включая и «Свадьбу Фигаро».
Сравнение с Моцартом неизбежно – не только потому, что они творили в одно время, но и из-за схожести стиля. Сальери предвосхищает напористые интонации Царицы Ночи в арии гнева Астазии «О смерть, окончи мои страданья!» А взволнованный, бурный тон пролога как будто предчувствует последующие романтические увертюры Бетховена «Эгмонт» и «Кориолан». Не забудем, что Сальери учил молодого Бетховена оперному письму!
В опере стандартный парный оркестровый состав времен позднего Гайдна и Моцарта. Лишь при изображении янычарского марша добавляется так называемый «варварский» набор ударных инструментов – большой барабан и тарелки (его можно найти и у Моцарта в «Похищении из сераля»). Среди оркестровых находок «Тарара» – баллада Кальпиджи, где с помощью пиццикато струнных искусно имитируется мандолина, и Траурный марш в пятом акте, где духовые инструменты звучат без поддержки струнных издали, словно из-под земли.
Хочется особенно похвалить исполнителя главной роли Тарара, Сириля Дюбуа за кропотливое воссоздание характерного барочного тенорового тембра, ближе к контратенору-альтино, и замечательные выдержанные ноты в среднем регистре.
По контрасту, в интерпретации Жан-Себастьяна Бу ощущается больше оттенков, он передает двуличность Атара, как, например, в конце первого акта, где Атар «ласково» провожает корабль Тарара, а затем взрывается гневной тирадой.
В репертуаре Les Talens Lyriques в основном французская старинная музыка, поэтому оркестр, несмотря на то, что «Тарар» создан в конце XVIII столетия, играет в барочной манере, низком строе и отстраненным, «объективным» звуком. За исключением нескольких киксов у валторн в массовых сценах пятого акта оркестр под управлением Шнеебели играет слаженно и убедительно, в лучших традициях аутентистов.
«Тарар» заслуживает внимания любого слушателя, которого интересуют выдающиеся образцы оперной музыки XVIII века.