В этом году журнал «Музыкальная жизнь» учредил специальный приз для победителя в номинации «Духовые и ударные инструменты». Интернациональное жюри исполнителей и педагогов в составе саксофониста Айрапета Аракеляна (Армения–Германия), перкуссиониста Симоне Рубино (Италия), флейтиста Максима Рубцова (Россия) и трубача Вадима Эйленкрига (Россия) присудило «Золотого Щелкунчика» тринадцатилетнему Ивану Пяткову. Его инструмент – саксгорн-баритон. Иван учится в Детской музыкальной школе № 1 города Карасук Новосибирской области у Александра Сергеевича Пунько (АП). Сразу после объявления результатов Иван (ИП) и его педагог ответили на несколько вопросов Екатерины Шелухиной (ЕШ).
ЕШ Расскажи, как ты пришел к своему инструменту, ты сразу выбрал баритон?
ИП Нет, я вначале учился на отделении народных инструментов, играл на баяне. А потом меня позвали поиграть в школьном духовом оркестре, который создал Александр Сергеевич, мой педагог. Вначале попробовал на саксгорне-альте, но потом перешел на баритон, мне понравилось. Так вот и до сих пор играю.
ЕШ Какую музыку ты любишь больше?
ИП Классическую, мои любимые композиторы Шопен и Чайковский. Концерт Оскара Бёме, который я играл в финале, мне тоже очень нравится. О самом композиторе я знаю не очень много, но для меня важнее, что он писал красивую музыку.
ЕШ В своей видеовизитке перед выступлением ты сказал, что «Щелкунчик» – самый ответственный конкурс. В каких еще соревнованиях тебе приходилось участвовать?
ИП В конкурсе «Viva Roma» в Италии, где я получил Гран-при. А недавно, по приглашению Владислава Лаврика, побывал на Международном фестивале «Brass days» и выступал с Тульским филармоническим оркестром.
ЕШ Во время прослушиваний жюри высказало пожелания, чтобы ты «дотягивал» каждую ноту. Удалось ли это в финале? Какие еще технические трудности тебе нужно победить?
ИП В смысле дотягивания и связи нот, думаю, все получилось. А что касается технических трудностей, как говорит мой преподаватель, нужно играть так, будто бы их вообще нет.
ЕШ Каким ты слышишь голос своего инструмента?
ИП Я слышу звук мягким и матовым и считаю это главными достоинствами баритона.
ЕШ Выступать в качестве солиста с оркестром тебе не в новинку, но все-таки не боялся выйти на такую знаменитую сцену, когда тебя к тому же показывают по телевидению?
ИП Оркестр очень классный, он помогал мне на протяжении всего выступления. А было ли страшно? Любому артисту должно быть страшно перед выходом на сцену.
ЕШ Чем-нибудь еще увлекаешься, кроме музыки?
ИП Футболом и плаванием.
ЕШ Как думаешь, изменится твоя жизнь после победы на конкурсе?
ИП Еще не думал об этом. Мои планы самые простые. Хочу дальше учиться и стараться сделать игру на баритоне лучше.
ЕШ Мечтаешь поступить в знаменитый оркестр? Ведь баритон – не сольный инструмент…
ИП Не вижу в этом проблемы. Если постараться, можно сделать его сольным!
ЕШ Александр Сергеевич, раскройте секрет, как вы находите своих лауреатов?
АП Я бы сказал, не находим, а растим. У меня нет заранее приготовленных рецептов и критериев отбора – вот этот победит на конкурсе, а другой – нет. Я просто работаю с ними. На перспективу даю сложные произведения, надеясь, что они продвинут ученика в профессиональном плане. Концерт, который играл Иван, не каждый в консерватории решится исполнить. Но он справляется, и это главное.
ЕШ Что для вас участие учеников в «Щелкунчике»?
АП Это вершина творчества. Кажется, почти недостижимая. Но с 2009 года уже третий мой ученик проходит на «Щелкунчик». До этого были тубист, трубач, а вот теперь исполнитель на баритоне. И впервые пришла победа.
ЕШ Ваш воспитанник мечтает сделать баритон сольным инструментом. Вы поддерживаете его в смелых планах?
АП Одобряю, поддерживаю и сам делаю для этого всё возможное. Я мечтаю, чтобы Иван поехал учиться в Европу. Там искусство игры на саксгорне, или эуфониуме, очень развито. Уже сейчас большие музыканты интересуются его успехами. Например, Сергей Накаряков, лучший в мире классический трубач, проявляет к нему внимание и оказывает большую помощь.
Мне кажется, самым важным является даже не личный успех моего ученика, а то, что он своим талантом раскрывает для профессионалов и слушателей новые возможности инструмента, показывает, как этот инструмент способен звучать, какие новые краски он дарит композиторам. Поэтому я очень рад, что «Щелкунчик» именно телевизионный конкурс, и у него такая большая аудитория.