Ключ от дверей События

Ключ от дверей

Фестиваль с таким загадочно-символистским названием в седьмой раз прошел на Луаре. Его «родители» – пианисты Людмила Берлинская и Артур Ансель. Пятидневный марафон посетило 1200 человек

Места эти поэтичные и легендарные – шутка ли, если по берегам Луары и окрест расположено несколько десятков замков. Кто-то называет цифру 40, кто-то – 76… Их действительно много, и каждый навевает мысли о доблестных королях и прекрасных принцах, о галантных встречах и объяснениях в любви Прекрасной даме. Блуа, Шенонсо, Амбуаз, Монсоро – здесь творилась великая французская история! Теперь толпы туристов замирают перед великолепием архитектурных линий, перед пышностью убранства пристанищ монархов, вышагивают по дорожкам регулярных парков, бережно сохраненных бескорыстными меценатами и государством.

Неудивительно, что один из замков, Тальси, привлек внимание творческого и супружеского дуэта Берлинской и Анселя: небольшой замок с башенками, церковью уже сам является естественной декорацией, в которую замечательно вписался в этот раз ансамбль старинной музыки Alta capella из России.

Идеология фестиваля – в его коммуникативности, в стремлении организаторов разрушить барьер между сценой и залом, вовлечь зрителя в действо, творимое артистами. Поэтому тут поощряют общение с залом, непринужденные комментарии – всегда разные по подаче и контенту. Например, руководитель Alta capella Иван Великанов, первые девять лет живший в Париже, свободно мог на французском языке предварить опусы Клаудио Монтеверди, Диего Ортиса интересными историческими экскурсами, объяснить, почему популярную испанскую Фолию запрещали исполнять в церкви, или в чем сходство Ренессанса и джаза. И тут же устроить сейшн, показав, что старинные корнет и сакбут могут свинговать не хуже современных медяшек.

Выступление началось в замковой часовне, и показалось, что музыканты, одетые в ренессансные платья, сошли со стен, украшенных скульптурами святых в одеждах той же эпохи. А в финале певица Лилия Гайсина повела музыкантов вон из церкви, на лужайку. Озадаченная публика двинулась вослед, чтобы дослушать последние номера уже на воздухе. Кстати, погода в эти дни стояла экстремальная, где-то за сорок, и музыканты тревожились, как среагируют инструменты. Но все обошлось, и теорба, и барочная гитара в руках Марины Беловой, и виола да браччо (уже не фидель, но еще не скрипка) у Александра Горбунова, и духовые у Ивана Великанова и Андриана Принцева словно признали родную стихию и звучали в интерьерах ренессансной постройки очень аутентично.

«Семь лет семье – стоит что-то в себе поменять, чтобы избежать кризиса», – советуют психологи. Так и с фестивалем: чтобы не застаиваться, Людмила и Артур решили освоить новые пространства по соседству. И несколько концертов провели в симпатичном помещении Le Clos du Tilleul – комплексе фермерских построек. Это очень по-европейски – делать фестивали в амбарах, сараях, внутри которых все отделано «с иголочки», есть сцена, световая аппаратура.

В помещении так называемого Большого амбара состоялось открытие фестиваля, на котором была провозглашена магистральная тема – салон как центр притяжения. Она разворачивалась в программах по-разному. В первой, «Салон Мадам», в роли хозяйки выступила Людмила Берлинская. Прототипов ее амплуа – бездонная пропасть в одной только французской истории, от мадам Скюдери, чей салон гремел в эпоху Людовика XIV, до графини Греффюль, ставшей прообразом герцогини Германтской в эпопее Марселя Пруста. В салонах складывались и рушились репутации, а творцы и артисты считали за честь представить свое искусство.

Берлинская в красном вечернем платье стала центром притяжения этого вечера – и в амплуа «хозяйки дома», и музыкантски, взяв на себя львиную долю ансамблевых номеров. Певучий, элегантный звук ее рояля определил характер соль-минорного Квартета Моцарта – драматичного, но не напористого, чья страсть была подернута дымкой меланхолии. Эту интерпретацию приняли скрипач Алексей Лундин, альтистка Леа Хеннино и виолончелист Витаутас Сондецкис – музыканты впервые встретились в таком составе накануне, но фестивальный задор сотворил чудо ансамблевого согласия.

Изнуряющая жара, казалось, не способствовала погружению в серьезное искусство, но энтузиазм и увлеченность выступавших сумели переключить слушателей на свою волну. Чего им это стоило – особенно мужчинам, игравшим в концертных рубашках и пиджаках, – мы не узнаем, а вот порывистую Пассакалию Генделя у первой скрипки «Виртуозов Москвы» Алексея Лундина и красотки-альтистки Леа Хеннино вряд ли забудем. Как и знакомство с чудесным баритоном Жан-Кристофом Ланьесом, который на фестивале показал себя как тонкий камерный певец, хотя в его биографии есть успешные работы в постановке «Миранды» (по Пёрселлу) Кэти Митчелл в Опера Комик, в «Богеме» под управлением Марка-Оливье Дюпена, в планах – Пеллеас… На открытии, в частности, он вместе с Артуром Анселем исполнил несколько фрагментов из «Зимнего пути» Шуберта – «черные песни» об одиночестве и заброшенности человека в этом мире. В «Шарманщике» Жан-Кристоф удачно применил барочный прием безвибратного пения: «белый» звук передал то затаенное отчаяние и безысходность, которые подводят черту и в этом цикле, и в жизни самого композитора. Впрочем, существует и другой Шуберт – легкомысленный, душа общества, вечерами развлекавший друзей в домашних салонных вечеринках игрой танцев и песен. Тема с вариациями из его Квинтета «Форель» стала отличным завершением концерта, вернув зал в атмосферу игривости и шаловливости. Людмила Берлинская и ее струнная команда, к которой прибавился колоритный французский контрабасист Луи Сиракуза-Шнайдер, стилистически сблизили Шуберта с Моцартом, напомнив об их общих венско-классицистских корнях.

А еще в этот вечер со сцены звучала поэзия: стихи декламировали как сами артисты, так и зрители. Одна дама из публики выступила со своим собственным опусом, кто-то выбрал французскую классику, но трогательнее всего прозвучал Пушкин, представший чистым франкофоном. Знаменитый «Мой портрет» (его прочел Артур Ансель) был написан «солнцем русской поэзии» изначально на французском языке!

В третий день градус музыкального напряжения еще более повысился, и на территории фермы Le Clos du Tilleul состоялось два концерта. Это тоже нововведение в укладе фестиваля. В шесть вечера слушатели собрались в помещении Малого амбара (а на самом деле весьма вместительной залы) на часовой реситаль пианиста Александра Карпеева. Наш бывший соотечественник, приехавший из Лондона, приготовил интригующую программу: Фантазию Шопена и этюд «Concerto» французского маргинала Шарля-Валантена Алькана. Интрига заключалась в том, что этюд этот оказался получасовым произведением дикой трудности. Разыгравшись на Шопене, пианист отважно бросился на покорение циклопического опуса и потряс воображение публики нагромождением пассажей, акробатических скачков в левой руке, бесконечными контрастами лирических и взволнованных эпизодов. Нельзя сказать, что исполнение убедило в том, что Алькан незаслуженно обитает на периферии интересов артистов. Но смелость Карпеева снискала стоячую овацию.

Разогретые слушатели перетекли в Большой амбар, чтобы погрузиться в непринужденную атмосферу парижских кафе. Эту программу придумал и срежиссировал Артур Ансель, создав причудливую, в духе дадаистов композицию про один день из жизни парижан-завсегдатаев кафе. Вот начинается утро, город просыпается – и звучит вторая часть из Секстета Пуленка. На авансцене – шикарные духовики ансамбля Ouranos, Ансель, комментирующий каждый номер по-французски и тут же садящийся за рояль, чтобы аккомпанировать следующее произведение. Парный конферанс взяла на себя Людмила Берлинская, переводившая для заметно увеличившейся русской аудитории его реплики.

Получилась очень французская история в духе «Карнавала» Сен-Санса или даже «Parade» Сати – легкая, с остроумно и тонко подобранным плейлистом. И что важно – дух игры ничуть не сказался на качестве исполнения: тут артисты проявили самое серьезное отношение и были на высоте. Комплименты можно раздать всем без исключения, так как каждый номер оказался бриллиантом редкой огранки. Например, запомнилось Скерцо из Трио Хиндемита, в котором Алексей Лундин, Леа Хеннино и Витаутас Сондецкис продемонстрировали виртуознейшее владение пиццикато. Удачно вписались в контекст и авангардные багатели для брасс-квинтета Лигети, эффектно сыгранные ансамблем Ouranos.

Жан-Кристоф Ланьес на этот раз актерски представил «Четыре поэмы Аполлинера» Пуленка в дуэте с Людмилой Берлинской. Искусство музыкантов вызывало в воображении яркие портреты «Старых красавчиков», «Модельных красоток» (Pin-up girls) и «Нервных малышей» из цикла «Час пастуха» Жана Франсе. А закончилось все, как и водится в парижских кафе, всеобщей тусовкой и бурным весельем. Жан-Кристоф, как заправский шансонье, завел публику песней «Амстердам» Жака Бреля, а затем с ним в дуэте Людмила Берлинская, шаржируя Катрин Денёв, в белом паричке, исполнила знаменитую «Dieu est un fumeur de havanes» Сержа Генсбура. А Артур Ансель был неподражаем в образе тапера.

Четвертый день посвятили Бетховену – его трио исполнили Тошихиро Такаи, Ю-Сесилия Кудо и Дмитрий Берлинский. А потом свое прочтение венского классика представил гуру его творчества во Франции – пианист Франсуа-Фредерик Ги. Впервые фестиваль включил в программу выступление хорового коллектива – знаменитого Синодального хора, приехавшего из Москвы вместе со своим руководителем, дирижером Алексеем Пузаковым. В старинную, XII века церковь в соседнем городке Мер набилось немыслимое количество народа: подставляли стулья, чтобы вместить всех желающих послушать нашу русскую классику – традиционные знаменные распевы, партесные концерты, хоры Чайковского, Кастальского, Чеснокова и уже ближе к нам – Свиридова, митрополита Илариона. Так что усилия российских партнеров фестиваля – Министерства культуры РФ, радиостанции «Орфей» и компании «Северсталь», поддержавших приезд коллективов из России, – увенчались очевидным триумфом.

И, конечно, фестиваль – это общение. Тут никто не бежит домой на аплодисментах, после концерта распахиваются двери, и на воздухе, напоенном ароматом полевых трав, за бокалом молодого вина слушатели имеют возможность поблагодарить артистов, взять автограф и просто обменяться впечатлениями. Что все и делают – не торопясь смакуют эти драгоценные мгновения.