Фестиваль современной музыки в Санкт-Петербурге не единственный. Есть разной степени серьезности сезонные фестивали «От авангарда до наших дней» и «Звуковые пути». Организаторы reMusik.org задались правильной целью создать на этом фоне что-то свое, не столько «неповторимое», сколько выделяющееся определенным качеством. Выделяться определенным количеством финансово сложнее, да и не всегда это количество так необходимо и показательно, если есть высокое качество, которое и в малом может сказать о многом. Приблизительно так и получается на reMusik.org, два последних выпуска которого резко рванули вперед по части строгости в отборе материала, отметающего фактор случайности и необязательности.
Художественный руководитель проекта Мехди Хоссейни, ученик Сергея Слонимского, собрал для этого представительные попечительский и международный экспертный советы, формирующие программы, а вместе с ними, что еще важнее – вкус публики, ее ориентиры в непростом, прихотливом, а иногда весьма лукавом и обманчивом, изобилующем симулякрами мире этой самой новой музыки. Достаточно было заглянуть на сайт reMusik.org, чтобы ахнуть и впечатлиться структурностью охвата явлений, направлений и стратегий. В таком формате развивается и фестиваль, с большим тщанием собирающий новые сочинения в концертные программы. В этом году появился дизайнерски выдержанный буклет, однако на красивости и самой необходимой «санитарной» информационности, касающейся расписания концертов и сопутствующих событий, содержания концертов и биографических справок избранных деятелей его основные функции и закончились. А ведь куда полезнее было бы дать хотя бы краткие комментарии к тем направлениям и тенденциям, к тому культурному контексту, в которых происходит эволюция (или революция или что-то еще) этой самой новой музыки. На могучем международном форуме World music days, прошедшем в мае в Таллине при участии громадного количества современных композиторов со всего мира, например, в толстом буклете были даны краткие, но крайне важные навигационные характеристики каждого сочинения, отобранного в фестивальную программу. Снобизм здесь не уместен, коль скоро речь идет о «важной составляющей культуры», которую Мехди Хоссейни видит в современной музыке, связанной с «теми функциями общества, которые включают в себя пространственные, временные, психологические и культурные измерения».
Большим плюсом этого форума новой музыки в Санкт-Петербурге можно считать петровскую традицию «окна в Европу». В фестивале приняли участие профильные ансамбли, специализирующиеся на исполнении сложной современной музыки. Среди них Ensemble für neue music Zurich и резонировавший ему Ensemble for New Music Tallinn, а также московский аналог – Ансамбль солистов Студия новой музыки. Еще одним прогрессивным ансамблем стал швейцарский же Makrokosmos Quartet. Отсутствие петербургского «ансамбля новой музыки» говорило лишь о том, что такого коллектива в городе на Неве сегодня нет. При этом в каждом из семи концертов при доминировании зарубежных композиторских имен обязательным пунктом было и российское, зачастую петербургское имя, чтобы фиксировать шагание «в ногу со временем». Зато в этом году к форуму подсоединился консерваторский музыковедческий ресурс, проведя конференцию «Музыка в эпоху медиа», программа которого почему-то не была напечатана в фестивальном буклете. Отрадными диалоговыми модусами фестиваля стал цикл встреч с композиторами, среди которых были и Владимир Тарнопольский с Александром Кнайфелем, и Катарина Розенберг с Оскаром Бьянки.