В то время как Лондонский филармонический оркестр объявлял о назначении в сезоне 2021/2022 Эдварда Гарднера своим главным дирижером, внимание музыкальной общественности все еще было обращено к другой новости оркестра – выпуску на CD Четвертой симфонии Малера. Владимир Юровский исполнил ее в Лондоне три года назад, и вот, наконец, требовательный маэстро дал добро на публикацию релиза. Новый диск ожидаемо попал в плейлист главных новинок этого лета и еще раз доказал известную формулу: триада Юровский – лондонцы – Малер – это чистое удовольствие длиною в каждую симфонию.
Это музыкальное движение ни с чем не спутать: изысканное, детальное прочтение материала, в котором соединились небывалая скрупулезность и интеллектуализм, выводящие партитуру Четвертой симфонии из того самого «юмористического» прочтения на иной уровень. В версии Юровского этот юмор довольно напряженный, возникающий на стыке сложных эмоциональных состояний, очень разных и одновременно работающих на общую музыкальную идею. Юровскому удается не только поймать в тексте и зафиксировать в звуке эти состояния, но и продемонстрировать многопластовую структуру этой партитуры, подчеркнуть ее острую оригинальность и художественную целостность.
Сказочная игривость в первой части граничит с предельной осторожностью. Легкая венская классичность трансформируется в мистическую модернистскую отрешенность, а детская игривость – в пугающую торжественность, которая проступает так же неожиданно, как и замолкает. Важное оборачивается второстепенным, тонкое и нежное – растворяется и исчезает, заставляя музыкантов замереть в неловкости, а слушателей – включиться в режим активного переживания. Таинственная шаловливость, смело вскрытая во второй части с ее потусторонними мотивами и дьявольской улыбчивостью, перерастает в горькую наивность и находит разрешение в Адажио, где бесконечное раскручивание мелодии стремится заполнить пространство игры, привнести в него интонации сентиментальной интимной радости.
Игра – важная метафора этого исполнения. С одной стороны, это малеровская игра с музыкальными контекстами прошлого и даже будущего. Она становится в этой записи координатами, в которых существует музыка. С другой, – это связь дирижера и оркестра с текстом партитуры, диалог с самим композитором о правилах предложенной им игры. И этот дипломатический контакт Юровскому удается выстраивать исключительно в пользу слушателей. Как и Софии Фоминой, которая подключилась к этому диалогу в финале, добавив записи неиспорченной чувственности и смелой искренности. Ее лучистое сопрано, осветляющее оркестровую ткань, как будто замедляет ход реального времени, гипнотически перенося нас в измерение убаюкивающей райской невесомости и обещая, что скоро наступит тот миг, «чтобы все пробудилось для радости».