9 сентября Сочи, Парк науки и искусства «Сириус»
10 сентября Сочи, Парк науки и искусства «Сириус»
12 сентября Москва, Большой Зал Консерватории
14 сентября Москва, Большой Зал Консерватории
15 сентября Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича
Вдохновившись историей великой дружбы российского композитора Дмитрия Шостаковича и британского композитора Бенджамина Бриттена, возникшей во времена Холодной войны, дирижер Ян Латам-Кёниг основал первый российско-британский оркестр – Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича (BSFO), объединивший самых талантливых молодых музыкантов из России и Великобритании, которые отправятся в обширное гастрольное турне по двум странам в сентябре этого года.
BSFO – общественная инициатива, получившая поддержку ведущих консерваторий. Во время первой резиденции молодым музыкантам, только начинающим свою карьеру, представится уникальная возможность участия в совместном творческом проекте. Программа гастролей отражает взаимное уважение к обеим культурам: вместе с оркестром на гастроли отправятся такие выдающиеся солисты, как Илья Чирсков, Мирослав Култышев и Алексей Антонов, а также Хор театра Новая Опера имени Е.В. Колобова.
Историческое знакомство двух великих композиторов Бриттена и Шостаковича уже приводило к неожиданным международным проектам, в рамках которых обе страны смогли наслаждаться не только творениями этих гигантов музыки, но и лучше узнать музыкальные культуры друг друга. Благодаря дружбе с Мстиславом Ростроповичем, Бриттену и Шостаковичу удалось преодолеть идеологические границы времен Холодной войны.
Алан Брук Тернер, атташе по культуре Великобритании, работавший в Москве с 1962 г. до 1965 г., вспоминал:
“Вспоминая события тех дней, я должен сказать, что Бриттен сыграл значительную роль не только для истории своей родной страны, но и оставил важный след в деле разрушения границ, разделявших Запад и Восток в то время… Каждый концерт в России, на котором Слава Ростропович исполнял произведение, написанное Бриттеном специально для него («Симфония для виолончели с оркестром»), и которым дирижировал сам Бриттен, становилось историческим событием и триумфом”.
Основатель BSFO – британский дирижер Ян Латам-Кёниг, Главный дирижер Новой Оперы имени Е.В. Колобова, ведущего оперного театра Москвы. Латам-Кёниг – первый и единственный британский дирижер, стоящий во главе российской культурной организации.
Ян Латам-Кёниг объясняет:
“Увлечение российских композиторов английской литературой, в особенности Шекспиром, не ослабевало даже за железным занавесом. Прокофьев вдохновился на создание одного из своих самых популярных балетов – «Ромео и Джульетты» – а Шостакович написал непревзойдённую партитуру к легендарному фильму «Гамлет» Григория Козинцева. Я счастлив, что мы создали первый британо-российский оркестр в честь дружбы вопреки обстоятельствам: языковой барьер, с которым столкнулись Бриттен и Шостакович, был самой малой из препон. Работа по высоким художественным стандартам с талантливыми музыкантами будет способствовать упрочению взаимоотношений в сфере культуры между нашими великими странами».
Работа оркестра начнется в сентябре 2019 с недельной резиденции в Парке науки и искусства «Сириус» в Сочи, где музыканты будут репетировать под наставничеством профессиональных музыкантов из лучших оркестров и оперных театров.
Для оркестра были отобраны 86 музыкантов из ведущих консерваторий и музыкальных учреждений в России и Великобритании: Королевская академия музыки (Лондон), Королевский музыкальный колледж (Лондон), Гилдхоллская школа музыки и драмы (Лондон), Уэльский королевский колледж музыки и драмы (Кардифф), Королевская консерватория Бирмингема, Королевский северный колледж музыки (Манчестер), Королевская консерватория Шотландии (Глазго), музыкальный факультет Оксфордского университета, Московская государственная консерватория, Музыкальная академия им. Гнесиных (Москва), Институт имени М.М. Ипполитова-Иванова (Москва), Санкт-Петербургская государственная консерватория и Ростовская государственная консерватория.
В программе оркестра такие произведения как Сюита для эстрадного оркестра в восьми частях Шостаковича и Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс» Бриттена. Также будут исполняться шедевры русской и английской музыки, такие как «Взлетающий жаворонок» и «Фантазии на тему Томаса Таллиса» Воана-Уильямса, Сюита из балета «Ромео о Джульетта» Прокофьева и «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова.
BSFO выступит в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где проходили премьеры многих известных произведений Прокофьева и Шостаковича. В Москве и Санкт-Петербурге оркестр представит публике редко исполняемую симфоническую поэму Шостаковича «Казнь Степана Разина» с хором театра Новая Опера, главным дирижером которой является Ян Латам-Кёниг, и басом Алексеем Антоновым.
Участие в проекте бесплатное для музыкантов оркестра, проект осуществляется при поддержке Роснефти и BP. BSFO был создан в рамках Года музыки Великобритании и России 2019, отмечаемом в этом году.
Как сказал Бенджамин Бриттен в интервью в 1963 году,
“Русских и британцев на протяжении многих лет объединяет дружба и симпатия. Не стоит судить об англичанах по тому, что печатают в наших газетах. Мы глубоко уважаем советское искусство. Советские артисты и спектакли стали неотъемлемой частью нашей музыкальной жизни. Мы бы хотели, чтобы и вы знали наше искусство.»
Дружба, объединившая диаметрально противоположные миры
Бенджамин Бриттен и Дмитрий Шостакович познакомились на гастролях Ленинградской филармонии в Королевском фестивальном зале в Лондоне в 1960г, на которых состоялась британская премьера Первого виолончельного концерта Шостаковича в исполнении Мстислава Ростроповича.
На протяжении долгого времени они восхищались творчеством друг друга: Бриттен вдохновился на создание «Питера Граймса» после прослушивания «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в 1935г. Позже, в 1963г., Бриттен напишет: «Многие годы ваша работа и жизнь служили для меня примером – мужества, достоинства и чуткости».
Хотя напряженность во взаимоотношениях между СССР и Великобритании существенно осложняла возможность личной встречи композиторов, их дружба продолжалась на расстоянии. Они регулярно обменивались партитурами и записями через посредников. Главными среди них были сам Ростропович и его жена Галина Вишневская – вчетвером они образовали сплочённый квартет друзей, преодолевающий видимые границы. В 1961 в Ковент-Гардене была исполнена «Катерина Измайлова» Шостаковича, вторая редакция оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Бриттен тогда написал своему другу-композитору:
“Мой дорогой Дмитрий Шостакович! Наш дорогой друг Слава гостил у нас два дня, он привезет Вам от меня эту записку-благодарность за Ваше замечательное письмо. Я был очень огорчен, что не смог поприветствовать Вас в числе тысяч других англичан на спектакле «Катерины». Вы знаете, как сильно я люблю эту оперу и как я рад, что здесь её полюбили многие».
При советской власти выезжать на заграничные гастроли музыкантам было непросто, и это препятствовало осуществлению творческих планов Шостаковича, Ростроповича и Вишневской. В этих условиях Бриттен использовал любую возможность съездить в Россию и обогатить свои знания о ее культуре. Во время послесталинской оттепели при поддержке Ростроповича и советских властей, Бриттен был приглашен в Россию в 1963г для участия в Фестивале Английской музыки; на следующий год он вернулся с гастролями Английской оперной группы и продирижировал тремя своими операми. С 1963 по 1966 Бриттен и Шостакович виделись шесть раз на территории Советского Союза.
Сотрудничество с Шостаковичем, Ростроповичем и Вишневской несомненно оказало влияние на творчество Бриттена: от «Военного реквиема» (который задумывался для исполнения Вишневской) и вокального цикла на русском языке «Эхо поэта» до его возвращения к инструментальным композициям, где особое место занимают виолончельные произведения, написанные для Ростроповича.
Бриттен посвятил Шостаковичу своего «Блудного сына», а Шостакович ему – Симфонию № 14. Бриттен дирижировал первым исполнением Симфонии за пределами России на фестивале в Олдборо в 1970 г. Газета Таймс писала, что “Все в зале видели и слышали, что Бриттен дирижирует произведением, которое глубоко тронуло его сердце, и работа над которым принесла ему огромное удовольствие.”
Шостакович посетил дом Бриттена в Олдборо лишь однажды, в 1972 году, тогда он мог внимательно изучить первые черновики «Смерти в Венеции» Бриттена. В интервью газете Таймс Шостакович сказал: «Я люблю [Бриттена] как человека и музыканта… Я особенно восхищаюсь его талантом и тонкостью восприятия. Мы слишком редко встречаемся.” Когда Бриттен узнал о смерти Шостаковича, в память о нем о сказал: “Он был величайшим композитором, которого мне посчастливилось знать».