Территория музыки на острове Канта События

Территория музыки на острове Канта

В Калининграде открылся XI Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева

Чтобы попасть в самую западную точку России молодым музыкантам пришлось пройти серьёзное профессиональное испытание — предварительный конкурс в одной из точек мира. Каждый выбирал удобный маршрут: Гамбург, Лоуренс или Москву. Кстати, выбор далеко не всегда определялся местом проживания кандидатов. Например, некоторые российские участники поехали в Германию, чтобы поиграть на историческом органе церкви Святого Михаэля в Гамбурге. Ведь конкурс, по словам одного из участников состязания Владимира Королевского, “замечательная возможность погрузиться в органную среду и продолжить творческое развитие”. Этот молодой артист участвует в состязание второй раз, и подобный пример не единичный. Американец Эндрю Моррис пробует пробиться в финал  в  третий раз. «Мне повезло, что первый тур проходит в моем родном городе Канзас. Впервые я попытал счастье в 2015 году – мне интересно было поехать в Россию, увидеть Калининград и поиграть на этих замечательных органах. И мне приятно вновь окунуться в атмосферу конкурса, встретиться со всеми – я чувствую в Калининграде себя как дома».

На пресс-конференции в Кафедральном соборе Калининграда. Фото: Юлия Алексеева

Привлекательность таривердиевского конкурса не только в музицировании в  окружении исторических достопримечательностей, но и в реальном шансе выстроить карьеру. По мнению заведующего кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории, члена жюри Даниэля Зарецкого, «условия конкурса позволяют участникам показать себя в выгодном свете. В третьем туре им предлагается сыграть свободную программу.  Для этого конкурса важно, чтобы лауреаты получили не только денежный приз, но и ангажементы. Представители концертных организаций, жюри как раз по третьему туру смогут оценить умение участников составлять яркую, интересную программу».

По словам основателя конкурса, его «локомотива» Веры Таривердиевой, уже подтвердили готовность принять новоиспеченных лауреатов залы в Санкт-Петербурге, Московская консерватории, филармонии в Томске, Архангельске, Белгороде, Краснодаре… «Насколько мне важно влиять на музыкальную жизнь? – размышляет Вера. – Когда мы начинали 20 лет назад конкурс, то в Калининграде не было ни одного местного органиста. Теперь они есть, двое прошли во второй тур, и я желаю им успеха. Конкурс не стоит на месте: он начинался в Калининграде и в Москве, с 2005 года прибавился европейский отборочный тур в Гамбурге, с 2007 года — американский тур в Канзасе. В моих фантазиях возникла мысль об азиатском туре… Но главное —  сохранить традиции и логистику, которая удачно придумана и работает. А все сумасшедшие идеи пусть осуществляются в рамках фестиваля “Орган+”».

Фестиваль  действительно вызывает легкое головокружение, кажется, что он намеренно взрывает устои академизма в таком сакральном месте как Кафедральный собор. Но стоит подумать о новой сакральности, рождающейся сейчас, в третьем тысячелетии, когда собор возродился из руин и обрел новое измерение – как дом искусств, открытый всему творческому, интересному, актуальному.

«Орган+» начался  в этом году не синхронно с конкурсом, а раньше, 25 августа, проектом «Из жизни планет» продюсера, композитора, гитариста Олега Нестерова и его группы «Мегаполис». «Мне кажется, что на открытии фестиваля „Орган+“ может произойти пересечение бесконечностей, — считает Нестеров. — Все объединит орган: страны, культурные коды, судьбы, время, завтрашнее и вчерашнее. „Из жизни планет“ — музыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х, его герои — сами, как планеты, смотрят на нас со своих орбит. И тоже принадлежат вечности, как и органы. Как и храмы, где они стоят. Как и музыка, которую они играют. Фильмы стареют быстро, за редким исключением. Только музыка, в них звучащая, может оставить их в памяти человечества».

Во второй вечер, совпавший с открытием конкурса, тема жизни и смерти получила продолжение в Фантазии для органа и голосов погибших органов Франца Данкзангмюллера. Немецкий композитор и органист записывал звуки «умирающих» инструментов, которые звучали с экрана, сопровождая кадры полуразрушенных храмов, останков клавиатуры и труб, черепов. Для праздничного момента, каким, безусловно, является старт конкурсных баталий, перевес мрачных образов удивил, но «гений места» – Иммануил Кант, помог правильно воспринять философию размышлений о скоротечности мира перед лицом вечности.

А сама программа получила провокационное название “Сюита в старинном стиле”. Провокационное, поскольку наполнение традиционных жанров оказалось самым что ни на есть современным. Вера Таривердиева подчеркнула, что все шесть сочинений написаны специально для органа Калининградского кафедрального собора, а некоторые прозвучат впервые  «здесь и сейчас». Среди мировых премьер  – Ария Ваче Шарафьяна, в которой мелодический орнамент у солирующего гобоя (Дмитрий Булгаков) ассоциировался с импровизациями армянского дудука.  По контрасту более умозрительно воспринималась минималистичная по духу Токката Лаури Йыэлехту. Для горячего темперамента итальянского органиста Антонио Ди Дедда тут было маловато простора. А вот Ладе Лабзиной и Мансуру Юсупову, открывавшим концерт Увертюрой Александра Чайковского для двух органов и литавр, повезло больше. Композитор постарался вдохнуть жизнь «в монстра, который не дышит» (так недобро отзывался об органе И.Стравинский). Мистические переклички тутти главного органа на хорах и тихих реплик-отголосков малого органа на сцене перебивали экстатические каденции литавр, символизирующие «шум времени», витальную энергию и драйв.

Вера Таривердиева, Михаил Аркадьев и участники концерта-открытия. Фото: Юлия Алексеева

Еще одним героем вечера стал Михаил Аркадьев, чье композиторское творчество было представлено двумя сочинениями. «Соната пламени» написана для младшего брата органа – рояля. И не будь такого замечательного интерпретатора как юный Джордж Харлионо, сочинению не удалось бы «вписаться» в сюитный формат. Но британский пианист, выступивший  несколько дней ранее на еще одном фестивале в соборе «Территория мира – территория музыки», очаровал всех и получил право специального гостя в органной тусовке.

А сам Михаил Аркадьев встал за пульт Камерного оркестра Калининградской филаромнии и продирижировал своей пьесой «Сарабанды». Кроме голоса вечности, органа, за которым солировал еще один лауреат Таривердиевского конкурса Андрей Бардин, здесь ведут диалоги скрипка (Роман Минц), гобой (Дмитрий Булгаков) и виолончель (Анна Кошкина).

Роман Минц, Анна Кошкина и Дмитрий Булгаков. Фото: Юлия Алексеева

То и дело слушатель «выхватывает» знакомые мотивы: Фолия, Пасскалия Генделя, фрагмент из финала Четвертой симфонии Брамса, начало Чаконы для скрипки Баха и побочная тема из Сонаты си минор Листа… Автор по-своему философствует, цитируя великие произведения, чтобы показать единство корней у разных композиторов, сближая их в ритме сарабанды.

« “Орган+”уникален  атмосферой места, в которой сплетаются эмоции слушателей и артистов», – так оценил происходящее министр культуры Калининградской области Александр Ермак. И с этим нельзя не согласиться.

В гостях у Вебера События

В гостях у Вебера

В «Новой Опере» представили концерт из сочинений немецкого композитора

Переходная зона События

Переходная зона

В Московской филармонии продолжается цикл «Весь Стравинский»

Сказка квартетных странствий События

Сказка квартетных странствий

Солисты OpensoundOrchestra сыграли первый концерт нового цикла

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича