9 сентября, в день рождения Марии Юдиной «Мелодия» выпустила отреставрированные архивные записи выдающейся пианистки на дисках. Шесть томов собрания (более 35 часов звучания) станут доступны слушателям на цифровых площадках до конца 2019 года. Первый из них посвящен творчеству Баха, он выйдет одновременно с антологией. Позже выйдут записи сочинений венских классиков, романтиков, русских классиков, композиторов XX века, в том числе наряду с И. Стравинским, Д. Шостаковичем, П. Хиндемитом интерпретации произведений А. Волконского, К. Сероцкого, В. Лютославского, Э. Кшенека, В. Шапорина, А. Онеггера, Б. Бартока, Б. Мартину и других.
«Это совсем не то, что я написал, но так и играйте. Только так и играйте!», – воскликнул Дмитрий Шостакович после того, как Юдина исполнила ему только что написанные «24 прелюдии и фуги». В этом восклицании – ключ к пониманию исполнительского искусства М.В. Юдиной; искусства противоречивого, спорного, но оставившего глубочайший след в культурном пространстве ХХ столетия.
«Музыкант-мыслитель», «проповедник», «медиум» – такие эпитеты сопровождали ее при жизни. Сама Юдина не любила, когда ее называли пианисткой. Исполнительство и педагогика, просветительство, поэзия, философия, религиозное подвижничество – все аспекты личности Марии Юдиной существовали в неразрывном синтезе. Что бы она ни играла – горячо любимых ею Баха, Моцарта, Шуберта или «сериалиста» Веберна, Стравинского или Бетховена, Дебюсси или ленинградских композиторов-блокадников – все звучало неожиданно, парадоксально, но предельно убедительно. «Она заново открыла то, что я считал для себя давно открытым», – писал о Юдиной философ А.Ф. Лосев.
Комплект из десяти дисков – это бОльшая часть дошедших до наших дней студийных и концертных записей Марии Юдиной 1948–1969 годов из архива «Мелодии». Наиболее известные ее интерпретации («ХТК» Баха, ранние и последние сонаты Бетховена, экспромты Шуберта, сочинения Моцарта) соседствуют с пианистическими раритетами ХХ века (Прелюдия и фуга Глазунова, «Вещи в себе» Прокофьева, «Вариации на тему Паганини» Лютославского). Впервые будут опубликованы ее записи «Musica stricta» Андрея Волконского – сочинения, с которого началась история отечественного музыкального авангарда (автор посвятил его М. Юдиной); «Вариаций» Веберна, Прелюдий, соч. 11, Скрябина.
Настоящим открытием для слушателей станут концертные (не студийные!) записи баховских прелюдий и фуг с концертов 1950 года, посвященных памяти великого кантора.
«Бонус» комплекта – Первый концерт Чайковского, записанный на гастролях М. Юдиной в Киеве в 1954 году с Госоркестром Украинской ССР под управлением Н. Рахлина.
Диск доступен также на ресурсах: Deezer, iTunes.