Московский музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева, верный своему обычаю выпускать основную премьеру сезона в разгар лета, и, как всегда, созданную театром в содружестве с авторами, показал в этом году мюзикл Владимира Качесова «Три мушкетера». Спектакль стал первой премьерой в новом большом зале реконструированного здания театра, со значительно большими сценическими возможностями, чем не преминул воспользоваться постановщик Геннадий Чихачев.
Лев Яковлев, один из постоянных драматургов театра, в своем либретто не слишком заботился о близости к первоисточнику – великому роману Дюма. Его инсценировка, прямолинейная и даже наивная, много способствовала тому, что жанр спектакля можно, скорее, принять, как шоу. Некоторые придумки либреттиста остроумны и логичны, как, например, появление среди действующих лиц герцогини де-Шеврез и мадам Кокнар, в романе Дюма лишь упоминаемые, как возлюбленные героев. Эти новые персонажи, особенно м-м Кокнар, наделены и музыкальными номерами, и активным действием. Менее удачным, на наш взгляд, представляется наделение Атоса функцией рассказчика «от автора». Комментарии внутренних и международных политических событий и текст необходимых сюжетных связок стоило бы передать отдельному персонажу.
Композитор Владимир Качесов – давний и преданный автор театра. На сцене «Чихачевки» идут его «Три медведя», «Три богатыря», теперь к ним присоединились и «Три мушкетера». Музыка Качесова, многолетнего музыкального руководителя Кремлевского балета, очень театральна и всегда мастерски оркестрована. В новом мюзикле много красивых и мелодичных номеров, а некоторые даже тянут на шлягер, как, например, марш «Мушкетер и шпага», – лейтмотив, неоднократно проводимый в ходе спектакля.
Постановка Геннадия Чихачева весьма динамична, отличается, высоким ритмом, даже стремительностью действия, в ней много интересных режиссерских находок. Так, очень экспрессивна сцена казни миледи, где она исчезает, проваливаясь в «преисподнюю». Но самая изюминка постановки – это использование «табуна» электрических мопедов в роли кавалерии. Появление героев на этих суперсовременных транспортных средствах вначале вызывает некоторый шок, потом улыбку, а затем к ним привыкаешь, оценив остроумную смелость постановщика. Атаки сверкающих машин в сочетании со световым фейерверком создали впечатляющую картину сражения при Ла-Рошели.
Сценография спектакля (художник-постановщик Елена Бочкова) скромна и лаконична, – металлическая конструкция с лестницами, дополняемая проекциями на заднике. Ее, размещенную на сценическом поворотном круге, изобретательно использовал режиссер, но, все же, – и драматургический материал, и музыка, – позволяли блеснуть более ярким декоративным оформлением.
Решение образов главных действующих лиц спектакля – мушкетеров Атоса, Портоса, Арамиса и «примкнувшего к ним» д’Артаньяна, в общем, находится в русле характеристик, данных в романе Дюма. Ярко, даже озорно играет юного гасконца Константин Скрипалев. Со своего первого появления на детском самокате (остроумная аллегория старой лошадки…), он вызывает живую симпатию зрительного зала. Артист словно купается в своей роли, и в искрометных фехтовальных эпизодах, и в лирических сценах и дуэтах с возлюбленной Констанцией. Хорошо звучат у К. Скрипалев и обаятельной Натальи Ребровой их вокальные партии.
Функцию идейного лидера мушкетеров – благородного Атоса –Станислав Якубовский выполняет полностью, он убедителен во всех сценах, дружеских или конфликтных, в музыкальных номерах прекрасно звучит его голос красивого тембра. Что касается нагрузки Атоса еще и функцией комментатора и рассказчика событий, то это, как выше было сказано, вряд ли уместно, на наш взгляд. Еще один мушкетер – Арамис в исполнении Сергея Рязанова – преодолевает некоторую ограниченность драматургического материала и хорошо дополняет «великолепную тройку» протагонистов. К сожалению, этого нельзя сказать о Портосе; способный актер Вадим Поповичев все же далек от устоявшегося представления об этом могучем образе.
Роли тайно влюбленных – Анну и Бэкингэма – исполняют Наталья Замниборщ и Андрей Пляскин. Двухметроворослый герцог и миниатюрная королева составляют колоритную пару. Свои сцены они играют всерьез, переживают и волнуются, но невольно воспринимаются с некоторой долей юмора, смешанной с сочувствием их незадачливому роману.
«Отрицательные герои» мюзикла, – зловещая Миледи – Зинаида Громоздина и кардинал Ришелье – Юрий Красов, создают образы вполне адекватные и узнаваемые, но их роли выглядят все же служебными и иллюстративными, ибо основная стихия спектакля все же лирическая, и в нем ощутимо превалирует романтическая тема борьбы влюбленных за свое счастье. Эту тему масштабно укрупняют и оркестровые эпизоды, которые, как и вокальные номера, увлеченно и темпераментно проводит музыкальный руководитель постановки дирижер Владимир Янковский.
Новый мюзикл «Три мушкетера» тепло принят зрителями всех поколений. Он удачно открывает новую сцену Музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева. Есть основания ожидать от его нового сценического пространства, и обновленной увеличившейся труппы (теперь даже с балетом!), новых масштабных постановок.