Новый релиз исландского пианиста Викингура Олафсона «Bach Reworks» доступен в равной степени как знатокам барочной музыки, так и электронщикам. Лейбл Deutsche Grammophon продолжает серию «рекомпозиций» – авторских обработок, направленных на актуальное искусство, музыку сегодняшнего дня. В числе таких записей: Макс Рихтер с «Временами года» Вивальди в духе минимализма, электронные опыты Мэтью Хэрберта с Десятой симфонией Малера, Шесть виолончельных сюит Баха в версии Питера Грэгсона.
К своим тридцати пяти годам пианист Викингур Олафсон успел сыграть с ведущими коллективами мира, стать обладателем эксклюзивного контракта с несколькими звукозаписывающими домами, а также выпустить ряд записей – от редких транскрипций баховской музыки до произведений Филипа Гласса. Собственно, диск с музыкой Баха и принес музыканту мировую известность. New York Times назвал Олафсона «исландским Гленном Гульдом», а BBC Music Magazine признал баховский релиз лучшей записью 2018 года.
Изданный в двух частях, альбом «Bach Reworks» погружает барочную музыку в новый современный контекст, смешивая пианизм Викингура Олафсона с электроникой таких мастеров, как Рюичи Сакамото, Бен Фрост, Ханс-Йоахим Рёделиус и Хильдур Гуднадоттир.
Что же представляет собой новый релиз? «Обезжиренный» Бах для неофитов или глубоко интеллектуальная игра, своего рода «ремонт старых кораблей», по выражению Игоря Стравинского? «Я знаю, что некоторые люди не выносят идеи делать электронные вещи с Бахом. Но сам он был великим экспериментатором, – говорит Олафсон. – Мне хотелось показать, что его музыка по ту сторону открытого окна, где каждый должен найти своего Баха. «Bach Reworks» открывает перед слушателем целую звуковую вселенную, в которой идиомы из баховской музыки с легкостью расщепляются до мельчайших деталей, а иногда с почти незаметной электронной оболочкой, тикающей, как сердцебиение, приобретают хрупкость и болезненную остроту.
Трек-лист не перестает удивлять: за медленной и медитативной композицией может следовать настоящая электронная буря, где с трудом различимые баховские мотивы буквально полыхают благодаря высоким частотам электронной обработки. Связующим звеном трек-листа двух частей «Bach Reworks» стала Прелюдия e-moll из I тома «Хорошо темперированного клавира». Именно она угадывается в основе четырех композиций первой части, а также двух из второй. В альбоме Викингур Олафсон обращается также к Прелюдии из Первой виолончельной сюиты (первый трек второй части релиза), Прелюдиям c-moll и C‑dur I тома «Хорошо темперированного клавира» (первый и последний трек первой части), кантате BWV 54 и медленной части клавирного концерта BWV 974 (второй и третий трек из второй части). Все эти произведения преобразованы крайне изобретательно. Как отмечает The Guardian, здесь «cложная красота Баха преломляется и искажается до потрясающего эффекта». В то же время в новом альбоме чувствуется музыкальное приношение традиции исландских неоклассиков. В обработках очевидна стилистика Олавюра Арнальдса, короля современной исландской фортепианной музыки, а также Йохана Йоханнссона, яркого музыканта, безвременно ушедшего в феврале 2018-го. К слову, самый первый трек альбома называется «For Jóhann».
«Bach Reworks» попал в двадцатку лучших записей по версии авторитетного ресурса Presto Classical. Оценить качество нового релиза можно в цифре, компакт-диске и даже на виниле.