Первое и главное ощущение – на международную арену вышел сильный игрок. Шанхайский симфонический оркестр в канун своего 140-летия заключил контракт с Deutsche Grammophon и планирует серию записей. Судя по первой из них, за релизами стоит следить: один из старейших оркестров мира (он на три года старше Берлинского филармонического и на 25 – Лондонского симфонического) обладает собственным звуком, очень высоким качеством игры, имеет яркого лидера в лице Лонга Ю и нетривиальный репертуар, основанный на желании предъявить миру лучшие творения китайских авторов. «Gateways» действительно может сыграть роль шлюза, через который в Европу хлынет поток новой музыки.
Циган Чэнь, один из самых исполняемых композиторов Китая, буквально воплощает связь Востока и Запада. Последний ученик Мессиана, он живет во Франции и успешно соединяет восточную философию с европейскими композиторскими техниками. На диске – два его опуса разных лет: мессиановская по звуковой концепции сюита «Пять элементов» (1999) и мессиановский по названию, но конформистский по языку Концерт для скрипки с оркестром «La Joie de la souffrance» («Радость страдания», 2017).
Виртуозный 25-минутный концерт исполняет Максим Венгеров. Его лирический герой проходит десять эмоциональных состояний – «Отчаяние», «Божественное одиночество», «Красота страдания», «Охваченный безумием» и так далее, пока в финале не наступает «Проблеск света». Это первая официальная запись, и Венгеров своим именем и безупречной игрой точно способен дать концерту путевку в жизнь. Однако он оставляет неисчерпанным эмоциональный потенциал сочинения, и от скрипачей с более экзальтированной манерой можно ждать откровений.
«Китайский тамбурин» Крейслера, втиснутый между Концертом и «Симфоническими танцами» Рахманинова на правах выписанного биса, воспринимается как чужеродное тело, несмотря на то, что он «китайский». Хотя Венгеров в чудном ансамбле с оркестром играет его не просто великолепно, а с каким-то необыкновенным очарованием.
Те, кого альбом привлечет именем солиста на обложке, не будут разочарованы, но все самое интересное происходит в начале и в конце диска – у оркестра. Его звук цепляет с первых минут. В «Пяти элементах» Чэнь дает звуковое отражение У‑син – одной из основных категорий китайской философии. Пять элементов мироздания – огонь, вода, дерево, металл и земля – воплощены в духе постпостимпрессионизма, партитура демонстрирует виртуозность – как ее автора, так и оркестра. Образы лаконичны, концентрированны и напоминают сгустки материи, в которую можно просто погружаться, а можно напряженно всматриваться.
Яркое впечатление оставляют и «Симфонические танцы» Рахманинова. Вряд ли запись выйдет на лидирующие места в обширной дискографии позднего рахманиновского шедевра, но Лонг Ю и его оркестру удалось удивить. «Танцы» лишены привычных оттенков русской тоски, депрессии, предчувствия апокалипсиса. Чуть жестче ритм литавр, чуть выпуклее партия фортепиано, и первая часть неожиданно звучит как саундтрек к голливудскому блокбастеру. Но нет, это не отрицательная характеристика. Оркестр звучит великолепно, включая выразительные соло деревянных и пространственные эффекты, ради которых постарались мастера из DG. Не погружаясь в экзистенциальные глубины «Симфонических танцев», Ю услышал здесь музыку большого города, эффектную, полную драйва, чье сердце бьется в ритме современного мегаполиса. И в очередной раз удивляешься, какие разные облики может принимать последнее сочинение Рахманинова.