Из  ХХ века. <br>О любви События

Из  ХХ века.
О любви

В БЗК завершился необычный абонемент: дирижеры – ​представители семьи Юровских исполняли произведения основателя династии Владимира Юровского. Балет «Алые паруса» прозвучал в интерпретациях внука, Владимира Юровского-младшего.

Чего только не было в XX веке… Художник, как правило, реагирует на время: оценивает и осмысливает, сомневается или убеждает. Прошедшее столетие для России осталось в истории непростым: тяжелая война, противоречивый советский режим, железный занавес.

Было ли хоть какое-то дело композиторам до сферы простых и искренних чувств? Безусловно. Любовь – та могущественная сила, которая на чаше весов всегда перевесит любую жестокость и несправедливость.

Достаточно вспомнить, сколько любви и жизненной силы в Седьмой симфонии Прокофьева, в Пятой Шостаковича, в недосягаемой высоте вокальной музыки Мясковского. Только чувство это у них по ряду причин просто не могло не соседствовать с другими, более мрачными эмоциями.

Какие произведения в русском XX веке всецело и безраздельно посвящены торжеству любви? Кто из наших классиков мог хотя бы на время отбросить всю философию окружающей действительности и обратиться к повести-феерии Александра Грина «Алые паруса» с невероятным стремлением к мечте и чуду?

Кстати говоря, сам Грин создал свой бестселлер в суровое время – в годы революции и гражданской войны. И потом через два десятилетия на этот сюжет появился замечательный балет, премьера которого состоялась в самый разгар Великой Отечественной войны.

Постановку «Алых парусов» осуществил Большой театр, эвакуированный тогда в Куйбышев. Над спектаклем работали молодые балетмейстеры Александр Радунский, Николай Папко и Лев Поспехин. Партии Ассоль и Грэя исполнили Ирина Тихомирнова и Владимир Преображенский. Музыку к балету написал композитор Владимир Михайлович Юровский – дед знаменитого российского дирижера, полный тезка своего внука.

Знаем ли мы Юровского-композитора? Вспомним любопытную параллель. Совсем недавно весь мир опомнился и заново открыл для себя крупнейшего композитора Мечислава Вайнберга. Когда Москва еще только обращалась к таким его сочинениям, как, например, оперы «Идиот» и «Пассажирка», многие восклицали: «Мы все, абсолютно все знаем Вайнберга, он написал музыку к советскому мультфильму “Винни-Пух”»! Точно так же сейчас можем воскликнуть и мы: «Знаем Юровского! Его музыка звучит в мультиках “Паровозик из Ромашкова”, “Золотая антилопа” и “Заколдованный мальчик”»! А сколько скрыто за айсбергом массовой культуры – нам сложно представить, но еще предстоит узнать.

Иногда и предположить невозможно, что мы сегодня можем вернуться к некоторым сочинениям того времени, что они вновь обретут для нас смысл и актуальность. Кто бы мог подумать: в последние годы сразу на нескольких сценах с успехом идет опера Щедрина «Не только любовь» про колхозные страсти. А теперь на сцене зазвучали и, как говорят, скоро будут записаны «Алые паруса» Юровского.

В контексте упомянутых фактов хорошо прослеживается тенденция: наконец-то стало модным обращаться к наследию прошлого, к той музыке, которая не исчерпана и необходима нам.

Дирижер Владимир Юровский часто и последовательно открывает для меломанов редкую музыку, теперь он счел возможным в финале абонемента «Династия Юровских» предложить слушателям познакомиться с музыкой своего деда – исполнил пока еще не оратории, не кантаты, не симфонические поэмы, а ту самую музыку к балету «Алые паруса».

Концертное исполнение – не премьера. В 1944 году литературно-музыкальная композиция на основе балета «Алые паруса» уже звучала в Москве, сам композитор выступил тогда исполнителем партии фортепиано, а вступительное слово произносил Константин Паустовский.

Для своеобразного «дежавю» Владимир Юровский пригласил прочесть текст повести актрису Чулпан Хаматову. А под руками Юровского оказались самые подходящие силы – Концертный симфонический оркестр Московской консерватории, студенческий коллектив, которому сам Бог велел с юношеской страстью и увлеченностью «говорить» и «петь» о любви, о мечтах, о сказке.

Чтобы понять, как это было исполнено на наших глазах, уместно будет вновь окунуться в прошлое. Советские критики разделились тогда на два лагеря: одни с восторгом встретили новый вдохновенный опус, другие утверждали, что «сквозь спектакль не проходит сквозная тема, которая соответствовала бы взглядам на мир советского человека». Хотя сам «советский человек» возвел балет Юровского в статус культового и штурмовал теат­ральные кассы.

Времена меняются, похожие и одновременно такие разные эпохи приходят на смену друг другу, а «Алые паруса», как бы банально это не прозвучало, трогают душу, не оставляют равнодушным. И становится ясно одно, самое важное: «сквозная тема» любви и красоты, пусть хотя бы в музыке, но точно никогда не иссякнет, пока она искренне написана и с энергией молодости, с внутренним светом и порывом исполнена.

Чулпан Хаматова


Владимир Юровский:

Балет «Алые паруса» – одновременно наша семейная легенда и неотъемлемая часть истории советской/российской культурной жизни прошлого столетия. Начатый композитором В. Юровским как романтическое объяснение в любви своей молодой жене (дед женился весной 1941 года) накануне начала Великой Отечественной войны, продолженный уже в первые месяцы войны (под аккомпанемент германских бомб, сброшенных на Москву), законченный и впервые поставленный труппой ГАБТа в Куйбышеве в декабре 1942 года, он стал символом веры в мечту, во всепобеждающую силу фантазии и любви, а также надежды на лучшую жизнь в тяжелые дни войны. Уже после войны балет был восстановлен на сцене филиала Большого театра и многие годы оставался в его репертуаре. Несмотря на то, что я вырос на семейных историях вокруг этого балета, с самой музыкой его мне удалось познакомиться только в 12-летнем возрасте, когда отец продирижировал премьерой новой постановки балета в МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (в 1984 году). Приблизительно в то же время появилась и новая постановка «Алых парусов» в Детском музыкальном театре Н. Сац. До сих пор помню ощущение чуда, возникшее у меня при первых звуках Пролога, – мне казалось, что музыка, о которой мне столько рассказывали родители (полной записи балета не существовало, а ознакомиться с музыкой по партитуре или клавиру в 12 лет я еще не мог), могла быть только и именно такой – романтичной, страстной и искренней.

Многое изменилось с тех пор, романтизм «Алых парусов» кому-то может показаться слегка наивным и старомодным, но мне кажется, что, как не устаревает и его литературный первоисточник – феерия А. Грина, так и эта замечательная музыка, рожденная настоящим чувством, не может не оставить равнодушным и сегодняшнего слушателя.